Препятствия на пути развития
О внутриличностных препятствиях на пути саморазвития в западной и восточной традициях
Кризисам и препятствиям, возникающим на различных этапах развития в психологии уделено достаточное внимание. Так, например, Э. Эриксон в своей теории рассматривает восемь этапов развития. На каждом из этих этапов он выделяет кризисные противоречия возраста и его деструктивные новообразования.
А. Маслоу в своей книге "Мотивация и личность", так же уделяет внимание возможным препятствиям, которые могут возникнуть на пути развития личности. Отдельные психологи рассматривают их в целом. Другие сужают область исследования до профессиональных (кризисы: выбора профессии, профессиональной подготовки, профессиональных ожиданий, профессиональной самоактуализации, утраты профессиональной деятельности).
На страницах ресурса, в большей степени, уделено внимание развитию человека в пространстве культуры. И ниже, через призму рассмотренных теоретических положений в основных подразделах сайта, представляется целесообразным остановиться на препятствиях, которые могут встретиться при саморазвитии в рассматриваемом пространстве.
Стремление к развитию своих возможностей даже тогда, когда что-то не получается, и есть главный признак успешного человека
Кэрол Дуэк
1. Отсутствие теоретических знаний о валидных концепциях развития в пространстве культуры.
О развитии и саморазвитии говорят многие, концепций развития так же большое количество. Но немногие из них преподаются должным образом в образовательных учреждениях с изложением тех результатов, к которым человек, встающий на путь развития может прийти. А во многих учебных заведениях такие дисциплины просто отсутствуют. Существенный "информационный шум" навязывает нам приоритеты совершенствования в пространстве цивилизации, не предоставляя даже возможности задуматься о своём развитии в должном направлении.
Выход здесь один - самостоятельное изучение, поиск, формирование навыков работы с информацией, развитие интуиции, ориентация на авторитетных личностей, которые дают нужную информацию в книгах, публикациях, сети Интернет и обладают рядом соответствующих характеристик.
2. Слабое осознание своей истинной психической природы и возможных результатов саморазвития. Большинство людей мыслят о себе с позиции "я-тело". И на этапе формирование своего "эго" на начальных стадиях развития, нельзя считать такой подход не верным. Не многие приходят в этот Мир с возможностью осознания его Законов на ранних этапах своего развития и ощущением себя в позиции "Я-Душа". Но для этого и существует "Путь познания" (саморазвития, самосовершенствования, духовного развития) на который должен встать человек и продвигаясь по нему, осуществить определённую трансформацию своего сознания. А ряд приобретаемых качеств на этом пути, становятся заслуженным вознаграждением, обеспечивающим стабильность, уверенность в себе, удовлетворённость, гармонию и отсутствие беспокойства за завтрашний день.
3. Отсутствие навыков регуляции основных компонентов психики (слабо развитая аутопсихологическая компетентность). Данный вопрос уже рассматривался в соответствующем подразделе сайта. Здесь лишь заметим, что развитию навыков регуляции своих психических состояний не многие уделяют должное внимание. Хотя такие способности являются залогом устойчивости психики к негативным воздействиям, крепкого здоровья, высокого энергетического потенциала, самообладания и др.
В любой традиции, связанной с совершенствованием себя, такие навыки стоят на одном из первых мест. А нежелание в себе их развить, можно связать с одной из помех, рассмотренных в йоге (аласья) и приоритетным выбором самого человека (осознанным или не осознанным), находиться в зоне своего комфорта с преимущественным функционированием сознания, пока ещё, на уровне ума.
4. Выраженная конформность в поведении (подчинение групповому давлению). Следует трезво отдавать себе отчёт, что то развитие, которому здесь уделено внимание, будоражит умы не многих. Это объективный факт. О нём прекрасно знали известные литераторы, учёные, психологи, поэты и философы. Социальное влияние и групповое давление, в большинстве случаев, всегда будет стремиться сместить наше внимание в плоскость цивилизации, связанную в большей степени с экзогенным развитием. И человеку, избравшему несколько иной путь, остаётся лишь развивать в себе способность противостоять социальному натиску, на важность которой обращал внимание А. Маслоу.
5. Ригидность. Данная характеристика, как качество психики, связана с затруднением в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих её перестройки, застревание в определённых ситуативных обстоятельствах, догмах, навязанных стереотипах, этноцентристских и культурологических концепциях. Данное состояние соотносится с отсутствием нейропластичности и неумением перестраивать синоптические связи коры головного мозга. У него есть и некоторые общие сходства с одной из помех, которая рассмотрена в качестве препятствия на пути развития в индуизме - стьяна.
6. Слабая воля. Апостол Павел обращал внимание на особенности устройства психики человека: «То, что я хотел бы делать, я не делаю. То, чего я не хотел бы делать, я делаю». Он размышлял над расхождением между своими намерениями и способностью человека исполнить эти намерения.
Каждый из нас проявляет аналогичный интерес к тому, что внутри нас отделяет наши намерения от результатов. Ряд психологических теорий пытается понять эту фундаментальную борьбу человека за превращение намерения в действие. Уильям Джеймс сделал волю центральным понятием своей психологии. По Джеймсу, воля представляет собой сочетание внимания и усилий. Она является важным средством фокусировки сознания, и ее можно систематически укреплять и тренировать.
Воля является важным элементом в структуре психики человека. И если мы стремимся к развитию, пытаемся выйти на более высокий уровень функционирования своего сознания (уровень разума и выше), то без проявления воли, вряд ли получится это сделать.
7. Прокрастинация. Прокрастинация - это склонность откладывать важные дела на потом. Такое откладывание может привести к определённым психологическим проблемам. Процесс, когда важные задачи откладываются под любым предлогом, знаком многим. Некоторые сравнивают прокрастинацию с ленью. Но на самом деле, все гораздо сложнее. Прокрастинатор не отдыхает, а продолжает тратить свою энергию на ненужные действия, вместо того чтобы вложить имеющиеся ресурсы в то, чем необходимо заняться. А в нашем случае - направить их на саморазвитие. С одной стороны, это нормальная реакция психики, функционирующей на уровне ума - избегать неприятных или кажущихся сложными задач. Но зачастую она перерастает в серьезные неприятности, препятствующие развитию человека.
8. Комплекс Ионы. Известный американский психолог Абрахам Маслоу ввел понятие «комплекс Ионы». Так он назвал внутреннюю неготовность человека в полной мере реализовывать свои способности, избегание шансов на больший успех. Появление этого комплекса связано с высокой тревожностью и сниженными амбициями. С одной стороны, как считал А. Маслоу, у каждого человека есть стремление к самореализации, полноценному развитию и использованию всех своих талантов.
С другой - на этом пути зачастую возникают препятствия, в том числе внутренние. «Нас радуют и даже приводят в трепет те божественные возможности, которые мы обнаруживаем в себе в ... пиковые моменты. Но в то же время мы содрогаемся от слабости и страха перед лицом этих же самых возможностей», - писал А. Маслоу в «Новых рубежах человеческой природы».
9. Экстернельный локус контроля. Экстернальный локус контроля - это склонность человека приписывать причины происходящих событий различным внешним факторам, а не своим собственным действиям и решениям. Такие люди убеждены, что их жизнью управляет судьба, случай или другие люди. Они не видят связи между своими усилиями и результатами. Напротив, интернальный локус контроля предполагает, что человек берет на себя ответственность за все происходящее и верит в свои силы.
У людей с преобладанием экстернального локуса контроля часто возникают следующие психологические проблемы: трудности с принятием самостоятельных решений; повышенная тревожность и склонность к депрессии; зависимость от мнения окружающих.
Таковы не все, но основные препятствия, которые могут возникнуть на пути саморазвития личности. И изложение данного вопроса будет не полным, если не обратить своё внимание на некоторые помехи в развитии, рассматриваемые в восточных концепциях, в частности в йоге. Они уже были перечислены в одном из подразделов сайта, но в связи с их важностью, требуют более подробного рассмотрения.
Переход на следующую страницу
Препятствия - это те страшные вещи, которые вы видите, когда отводите глаза
от цели
Генри Форд