Йога и её основные представители, ступени йоги, материальные страдания, препятствия на пути развития, три гуны материальной природы
Сразу стоит оговориться, что ниже будет много терминов на санскрите. Как правило новые понятия болезненно сказываются на нашей психике, выводя её из зоны комфорта и первая реакция об услышанном - это неприятие новой информации и её отторжение. Исходите из того, что за новыми терминами может скрываться действительно нужная для развития информация, помните о позиции К. Юнга и других авторов о том, что восточные знания дополняют западные и постарайтесь самостоятельно провести беспристрастный анализ приведенной информации. Ну и в контексте вышесказанного, наверное уместна будет цитата Герберта Эйгара: "Истина, которая делает нас свободными, - это чаще всего истина, которую мы не желаем слушать".
Стоит отметить, что различных видов йоги очень много. Это и хатха-йога, раджа-йога, ньяса-йога, джняна-йога, карма-йога, бхакти-йога, мантра-йога, интегральная йога и др. Каждый из видов этой практики имеет свои особенности, с которыми можно ознакомиться в источниках самих авторов, имеющих в этой области существенный авторитет. К ним можно отнести Парамахамсу Йогананду, Свами Шивананду, Амрита Десаи, Свами Вивекананду, Шри Чинмоя и др. Здесь же в качестве ознакомления будут изложены некоторые общие положения с опорой на раджа-йогу и основной источник данного учения "Йога-сутры" мудреца Патанджали.
Являясь определенной философской системой, классическая йога учит тому, что человек, как правило, отождествляет себя с тем, чем он не является на самом деле от природы. Из-за непонимания своей истинной сути, человек в повседневной деятельности вовлекается в ситуации, которые в соответствии с кармой приносят приятные или неприятные результаты (плоды). Такое положение ведёт к перерождению во временном мире.
Целью йоги является достижение определенного внутреннего знания, приводящего человека к просветлению, а в конечном итоге к освобождению от кармической деятельности и постоянного перерождения за счёт внутренней работы над собой, своим сознанием, иными структурными элементами психики.
Йога - путь, который совершенствует тело и чувства, успокаивает ум, воспитывает рассудок и приводит к покою душу, которая есть суть нашего существа Б.К.С. Айенгар
Выделяют восемь основных составных компонентов йоги. К ним относятся: яма - определенные правила (принципы), которые затрагивают внешний аспект; нияма - правила (принципы), относящиеся к внутреннему аспекту; асана - положение тела; пранаяма - дыхание; пратьяхара - направление сознания внутрь; дхарана - сосредоточение; дхьяна - медитация, остановка внутреннего диалога; самадхи - сверхсознание, созерцание, познание себя и мира таким, какой он есть. В медитативной практики дзен, такое состояние именуется "сатори". В японской буддийской традиции "кэнсё".
Принцип ямы включает в себя: 1) ахимсу - ненасилие, непричинение вреда в физическом, ментальном, эмоциональном планах; 2) сатью - правдивость, честность во всех планах (влияет на качество сознания); 3) астею - отсутствие зависти, отсутствие желания чужого даже в мыслях; 4) брахмачарью - целибат – сексуальная умеренность, сила, восприятие себя как сознания; 5) апариграху - ненакопление. Равнодушие к вещам ведет к внутреннему спокойствию.
В свою очередь к принципу ниямы относятся: 1) шауча – чистота; 2) сантоша – скромность, умение довольствоваться тем, что есть, удовлетворенность, счастье во всём; 3) тапас – означает рвение, усердие, внутренний огонь, направленный против собственного невежества, пост, практики (укрепляет чувства и тело); 4) свадхьяя – изучение самого себя, самопознание; 5) ишварапранидхана – состояние подношения своих деяний Творцу.
В Йога-сутрах Патанджали выделено пять видов материальных страданий, называемых «клеши». Данные страдания в традиции йоги устраняются благодаря специальным практикам. Клеши в себя включают:
авидью – невежество, которое проявляется в том, что мы ошибочно принимаем преходящее за вечное, страдания за блаженство, скверну за чистоту и то, что не является нашей истинной сущностью, за таковую. Когда придаётся большое значение тому, что его не имеет. Когда что-то временное принимается за постоянное. Например, кто-то что-то сказал, а человек держит эту ненужную информацию в голове. Это один из примеров невежества;
асмиту – ложное эго, мировоззрения, вызванное отождествлением себя с телом, мышление в рамках концепции «я» и «моё», восприятие реальности на уровне грубых чувств. Приводит к разделённости с миром;
рагу – привязанность, стремление к материальному счастью и средствам его достижения;
двешу – ненависть, неприятие страданий и всего, что служит их причиной;
абхинивешу – тяга к удовлетворению чувств, привычки и пристрастия, сохраняющиеся с прошлой жизни, а также глубокая привязанность к материальному телу и страх смерти. Страдания существуют на периферии сознания. По отношению к истинному "Я" их не существует.
Кроме этого в упомянутом трактате перечислены девять отвлечений и помех ("читта-викшепа"), которые являются препятствиями на пути практикующего, стремящегося к конечной цели йоги. К ним относятся: въядхи – болезнь, нарушающая физическое равновесие; стьяна – вялость, или умственное нерасположение к труду; самшая – сомнение (в себе, в технике, в учителе); прамада – равнодушие, намеренно неправильные действия; аласья – лень; авирати – чувственность, возбуждение желаниями, т.е. когда умом овладевают объекты чувств; бхранти даршана – ложные или неточные знания, иллюзии; алабдха бхумикатва – неспособность сохранять непрерывность мышления или концентрироваться, чувство отсутствия прогресса; унавастхитаттва – непостоянство в удержании достигнутой после длительных упражнений сосредоточенности.
Хочется отметить, что многие из перечисленных препятствий универсальны и их можно применять к различным ситуациям. Устранив даже первые из них на пути своего развития, можно во многом преуспеть.
Теория йоги во многом опирается на восточную психологию, которая отличается от западных психологических концепций о развитии человека, включает в себя довольно обширный материал, который в большей степени будет интересен специалистам. Здесь же хотелось затронуть лишь две стороны восточной психологии, которые представляется целесообразным учесть в своём развитии. К ним относится структура человека и его темперамент. Структура психики с позиции восточной психологии, учитываемая многими при внутренней работе над собой, рассмотрена в соответствующем подразделе сайта. Подходы же к темпераменту (типизации), принятые в восточных учениях, будут изложены ниже.
И прежде чем рассмотреть типы личности, которые приняты в отдельных психодуховных учениях, а за основу будет взята индийская традиция, пару слов о том, какие взгляды на данный предмет существуют в западных психологических концепциях, не углубляясь в их суть.
Во-первых, всем известное деление людей на четыре психологических типа - флегматик, холерик, меланхолик, сангвиник. Во-вторых, восемь психологических типов рассмотренных К. Юнгом в его книге "Психологические типы". В-третьих типология MBTI, разработанная на основе теоретических положений К. Юнга и выделяющая 16 типов людей. В-четвертых типология Холланда и др.
Здесь можно было бы продолжить, но стоит вспомнить слова Л.Н. Толстого о том, что "Самый верный признак истины - простота и ясность. Ложь всегда сложна, вычурна и многословна". Это не говорит о том, что указанные выше типизации не имеют право на существование. Каждый из их авторов проделал серьёзную работу, исследуя особенности психики человека и достоин признания. Но в контексте развития человека, его самосовершенствования и рассматриваемых восточных подходов хочется обратить внимание на концепцию трёх гун материальной природы, изложенную в традиции индуизма.
Материальная природа едина, но она может функционировать в трех режимах, которые влияют на всё живое, включая и людей. Гуны определяют наш образ жизни, поведение, мышление, отношение к исследованию и познанию себя. Между гунами идет непрерывная конкуренция за превосходство, и в зависимости от того, под воздействием какой гуны оказывается человек, его можно назвать счастливым, деятельным или невежественным.
В древних учениях Индии сказано, что за внешними, видимыми процессами сотворения этого мира, стоят скрытые, тонкие силы, которые пронизывают всё в материальном мире. Их называют гунами. Слово «гуна» в буквальном переводе означает «верёвка». В более широком переводится как "свойство", "качество". К трем гунам относятся: тамас-гуна; раджас-гуна и саттва-гуна.
Люди, находящиеся под влиянием указанных гун обладают следующими характеристиками: тамас - лень, иллюзия, глупость, уныние, скорбь, невежество, страдание; раджас - корысть, вожделение, гордость, лицемерие, зависть, беспокойства, эгоизм, соперничество, постоянные желания, неудовлетворенность, жажда наслаждений. Такое "счастье" быстро заканчивается, так как после получения желаемого, хочется ещё большего; саттва - самосознание (важная составляющая, которая более подробно будет рассмотрена в отдельном разделе сайта), энтузиазм, самообладание, умиротворенность, свобода, сострадание, знание, счастье изнутри.
По мнению отдельных специалистов в области развития, задача человека как раз и состоит в настройке своих тонких структур под воздействие высшей гуны саттвы в ходе самосовершенствования и дальнейшее осуществление работы над собой для достижения соответствующих целей.
Познавший человечество умом не обделен. Познавший сам себя - умней вдвойне. Кто победил другого, тот силен. Кто победил себя - стократ сильней