Структура личности в индуизме

Манас (ум), буддхи (разум) и их функции. Атма, как составляющая Параматмы

image alt

С учётом того, что данная структура является "рабочей" моделью, активно используется многими людьми, встающими на путь своего саморазвития и раскрывает духовные структуры человека, без знания которых познание о себе будет не полным, представляется важным разобрать её элементы более подробно.

Первый уровень, это уровень органов чувств (восприятия), включающих в себя две группы. В первую группу входят пять органов восприятия, во вторую пять органов действия. В первую группу включают - зрение, обоняние, вкус, касание (осязание) и слух. Вторая группа - руки, ноги, речь, анус, гениталии. Органы чувств управляют телом человека, направляя его к наслаждениям и имеют блуждающий характер, удерживая внимание человека на объектах внешнего мира. Вся информация от этих органов передаётся в ум (манас).

Ум не является физическим органом, а относится к тонкой психической материи. Характеризуется ум наличием умонастроения. Умонастроение является глубинной сутью ума, которая не связана с его мыслями, являющимися его поверхностной составляющей. Умонастроение трудно поменять. Одна из его ключевых характеристик - инерционность. В современном мире умонастроение формируется обществом потребления с постоянным стремлением к наслаждению (стремление к ценностям, материальному, накопительству, чрезмерному финансовому достатку и т.д.).

Содержательная часть данного тезиса соответствует формированию умонастроения в пространстве цивилизации, которое в своём исследовании выделяет доктор психологических наук М.А. Щукина.






И может быть мне понадобится ещё тысячу раз приходить на эту землю и страдать, но я буду приходить до тех пор, пока люди не поймут, что они едины с Богом
Свами Вивекананда

Функция ума в целом состоит в оценке информации, поступающей от органов чувств. И как правило, обрабатывая поступающую информацию ум принимает приятное о отвергает неприятное. Принцип его деятельности "нравится - не нравится". Одна из характеристик функционирования - "стимул - реакция". Когда возникает внешний стимул, то реакция осуществляется без её критического осмысления. Например, человека в магазине случайно задевают тележкой, и он в ответ оскорбляет её хозяина. Опасность ума состоит в приобретении вредных привычек, которые дают иллюзорное ощущение некоего удовольствия (употребление алкоголя, наркотиков, курение и т.д.). Эта иллюзия проникает глубоко в ум, вводя человека в заблуждение. Функции ума несовершенны, но в тоже время необходимы в рассматриваемой структуре.




Над умом находится разум (буддхи). Принцип его деятельности отражён в схеме "полезно - не полезно". Задача - контроль чувств и ума. Функция разума - принимать всё благоприятное для жизни и отвергать всё не благоприятное. Буддхи предоставляет человеку возможность осознать негативные последствия от деятельности ума. Основная характеристика функционирования "стимул - разум - реакция" при наличии критического мышления. При появлении внешних стимулов происходит осмысление, делается вывод в сторону полезности для функционирования и только после этого осуществляется правильное реагирование. Наличие воли здесь имеет большое значение. Для человека, функционирующего преимущественно на этом уровне характерно наличие феномена "психического замедления времени", в ходе которого принимается правильное решение.

Над разумом находится Душа, "Я" - Сознание, Наблюдатель, Атма, которая описывается, как Сат-Чит-Ананда (вечное блаженство бытия, связанное со Знанием). Это состояние находится вне гун материальной природы. Оно относится к духовному качеству человека, которое нельзя описать с позиции материальных представлений. И если на протяжении жизни с человеком и его телом происходят определённые изменения, то Атма (Сознание) не меняется и не стареет.

Цель буддхи осознать свою душу, принимая "наставления" сверху. Ум получает "наставления" снизу и постоянно в них путается. Принятие правильных и полезных решений, для развития зависит от силы разума (буддхи). Если сильный буддхи, развита воля, то человек легко избавляется от вредных привычек и двигается в развитии дальше. Если ум не подконтролен буддхи, то возникают проблемы в эволюционном развитии. Вплоть до того, что превалирование ума (манаса) может привести к инволюционному развитию. И человек может этого даже не заметить.

Вместе с тем, и ум и буддхи пронизаны духовной энергией Атмы. И человек находится, живет "внутри" этих трёх составляющих. Как правило в большей степени функционируя на первых двух уровнях, под воздействием социальных догм, установок и нормативов, забывая, что в первую очередь он является душой.

Но для того, чтобы осознать этот факт, надо к ней обратиться. Когда человек работает над собой, развивается именно в аспекте возвышения своего сознания, через осознание Атмы он может начать чувствовать сверх душу, которая находится выше всех этих трёх элементов - Параматму. Атма является частицей не тела, а Параматмы. На верхних уровнях человек ощущает состояние безграничного счастья, которое не сравнимо с тем счастьем, которое человек испытывает на нижних уровнях (то счастье, которое навязывается обществом потребления, уводящим человека от истинного понимания и ощущения себя). Хозяйкой во всей описанной структуре должна быть душа. Ум и чувства должны быть взяты под контроль.

По-разному на этих уровнях ощущается состояние любви. Самый нижний уровень связан с поверхностно-чувственной любовью. Возникает, как правило, когда активизируются чувства во внешней среде (иногда под воздействием алкоголя, музыки, увеселительных мероприятий и т.д.). Следующий уровень - умственная любовь. Она связана с чувствами. Когда человек попадает под влияние чувств от объекта любви, то в уме возникает иллюзия любви или воображаемая любовь. Как правило такие отношения в браке длятся не долго. И когда иллюзия спадает, люди перестают жить вместе. Любовь на уровне разума связана с сердцем человека и основана на долге. Такие отношения как правило становятся прочными и продолжительными.

Человек с возвышенным сознанием умеет слушать наставления свыше от совести, связанной с Атмой и старается поступать, по совести. При функционировании на уровне ума такое невозможно. Ум (манас) эгоцентричен. Его мнение, даже если оно ошибочно, всегда стремится на первое место. На уровне разума человек осознаёт, что он должен постоянно духовно развиваться и стремиться возвысить своё сознание до более высоких уровней.

Делая основные выводы, необходимо отметить, что разум (буддхи) обладает радом функций, среди основных из них - это анализ, синтез, память, сомнение, правильные выводы. Если человек проанализировал ряд аргументов, информацию, синтезировал её, сделал выводы, то как правило они будут правильными и в соответствии с этими выводами человек будет предпринимать дальнейшие действия. В том числе, каким путём двигаться для возвышения своего сознания на пути саморазвития. Ум (манас) лишён такой способности. Ещё одна из функций разума, это способность различать, что хорошо, а что плохо. И эта способность разума согласно знаниям востока, формируется в процессе слушания людей, учителей с более высоким уровнем осознания реальности. Разум не думает, он знает. Думает и сомневается ум, формируя одну из помех (самшая) на пути развития. Для того, чтобы выйти на более высокий уровень восприятия реальности необходимо функционировать на уровне разума и принять теоретические концепции существования духовного плана и своей души. При условии, что чувства и ум находятся под контролем. При выполнении этих условий можно достичь просветления (получить опыт ощущения себя душой).

Нельзя познать душу при помощи ума. Но при помощи разума можно. И как правило учитель на востоке (гуру) - это человек, который призван пробудить душу ученика, который стремится к познанию себя. И та информация, которая даётся учителем, должна соответствовать знанию, которое может открыться перед стремящимся к познанию истины о себе.

Проблема состоит в том, что большинство людей считают, что самого высокого уровня невозможно достичь. Тем самым они только усугубляют своё неверие и устанавливают пределы развития своего сознания. Но при наличии искреннего желания и некоторой работы над собой это можно сделать. А применение таких вспомогательных "инструментов", как йога, цигун, аутогенная тренировка, рейки, космоэнергетика и др., могут ускорить этот процесс.

Материал изложен на основе лекции А.Г. Хакимова "Уровни сознания".

С более подробной информацией о данных компонентах структуры человека с позиции индуизма, но в более сложной форме для восприятия, так как в тексте используется терминология на санскрите, можно ознакомиться, пройдя по ссылке.










lang="en">

Суть души - быть подобной Богу и находиться с ним в близкой и непосредственной связи. Она, эта суть, является единственной реальностью

А. Г. Хакимов