Регуляция психики и саморазвитие

Саморегуляция, как компонент самосознания, основные задачи психологии активности, психосоматика, как раздел клинической психологии, аутогенная тренировка Г. Шульца

image alt

Как уже отмечалось в отдельных подразделах сайта, саморегуляция, имеющая прямое отношение, в первую очередь, к регуляции состояний психики, является одним из структурных элементов самосознания человека, развитию которого необходимо уделять внимание, по мнению отдельных учёных, при совершенствовании личности.

Ряд представителей научного сообщества считают, что человек является живой, открытой, саморегулирующейся, социально интегрированной, многоуровневой системой. Но многие ли уделяют внимание регуляции важных компонентов своей психики и осознают необходимость развития таких навыков? Скорее всего нет. Хотя достаточное количество психологов высказываются о важности и приоритетности их формирования в процессе своего саморазвития.

Теория данного вопроса довольно подробно рассмотрена в психодуховных учениях востока. Здесь, с помощью регуляции своих структурных компонентов, практикующие добиваются максимально эффективного функционирования своей психики, энергии, что оказывает положительный эффект на организм в целом. Они же, за счёт перестройки деятельности отдельных его систем, достигают более высоких уровней осознания окружающей нас реальности.

Может и не все, вставшие на путь саморазвития в пространстве культуры должны стремиться к достижению тех эффектов, к которым стремятся на востоке, но овладеть элементарными способами регуляции своих состояний, представляется важным в нашем современном мире, характеризующимся стремительным потоком информации, наличием большого количества стрессогенных факторов внешней среды, нарушенной экологией, снижением качества потребляемой пищи и т.д.






Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой
Луций Анней Сенека

image alt

Вопросам регуляции психических состояний, уделяли внимание многие учёные. Не составит большого труда найти соответствующую информацию в сети Интернет. В данном же подразделе, представляется целесообразным остановиться на отдельных теоретических положениях, изложенных в книге "Резервы человеческой психики" доктора медицинских наук Л.П. Гримака, имя которого уже упоминалось на отдельных страницах ресурса.

Упомянутый учёный, большое количество времени потратил на исследование различных сторон теории и практики регуляции психических состояний. Именно он является одним из первых сторонников развития "психологии активности", как отдельного направления в системе психологического знания. В его книге раскрыт круг задач, которые должно решать данное направление. К ним относится: понимание психологических механизмов самокоррекции психических состояний; овладение приёмами самоуправления жизненным тонусом, уровнем работоспособности и творческих возможностей; выработка необходимых навыков психогигиены, рациональных привычек, черт характера; рациональная постановка и разумное обоснование жизненных целей; понимание влияния нравственного облика на устойчивость психической сферы и здоровье человека.

Саморазвивающаяся личность, успешно решающая такие задачи, со временем приобретает аутопсихологическую компетентность, под которой понимается готовность и способность к целенаправленной психической работе по изменению личностных черт, состояний и поведенческих характеристик за счет использования собственных психических и энергетических ресурсов.

К таким ресурсам следует отнести: волю, разум, психическую энергию, чувства, мысли, концентрацию внимания, умение работать с намерением, знания, опыт. Аутопсихологическая компетентность человека характеризуется его способностью ориентироваться в интропсихическом (внутриличностном) пространстве и управлять не только состояниями, но и различными психическими явлениями.

image altimage alt

Важность таких навыков прекрасно понимают на востоке. Но в нашей традиции, данному вопросу уделяется недостаточное внимание. Слабо культивируются рассмотренные навыки и среди широких масс. Хотя, как раз здесь скрывается "ключ" к решению многих проблем со здоровьем, возможности активизации скрытого энергетического потенциала человека и смещению своего сознания в более широкий спектр восприятия.

Примечательно мнение по этому вопросу доктора физики и психологии Чампиона Тойча. Он считал, что «несмотря на значительные технические достижения, человек все еще находится на уровне Средневековья в смысле того, что ка­сается его внутренних ресурсов. У отдельного индивидуума это относится к его мыслям, чувствам, словам и поступкам. Формального образования, во всяком случае в его нынешней форме, здесь явно недостаточно. Невежество в отношении действующих здесь сил все еще широ­ко распространено». То есть, учёный признаёт, что данному вопросу сегодня не уделяется должное внимание.

По существу мало что поменялось с 16 века, когда известный философ Парацельс (1493-1541 г.г.) так же высказался о неумении людей управлять некоторыми ресурсами своей психики: "Воображение большинства мужчин и женщин на современном уровне развития цивилизации слишком слабое, их воля слишком вялая, а их вера слишком пронизана сомнением, что бы добиться желаемого результата…".

Несмотря на то, что формального образования, как утверждает Чампион Тойч, здесь явно недостаточно, человек, развивающий себя, всё же находит способы получить соответствующую информацию по данному вопросу. Да, она есть. В различных публикациях, специальной литературе, в том числе представленной на сайте. Но в идеале, здесь нужен специалист (учитель), который передаст все тонкости этих знаний. Что в принципе и делается в восточных школах, и в ряде образовательных центров, которые расположены на территории нашей страны.

image alt

С целью актуализации данной темы и её важности для развития, позволю себе в этой части коротко высказать свою точку зрения, с учётом наличия некоторых знаний из психодуховных практик (цигун, йога, современные аутогенные техники и др.) и более чем тринадцатилетнего опыта практической работы с людьми методом классической космоэнергетики.

В своё время довольно скептично относился к информации о том, что 70 процентов проблем мы создаём себе сами, 15 - внешняя среда и 15 - передаются по наследству. Но данный взгляд менялся от года к году практической деятельности, направленной на оздоровление организма и решение проблем обращающихся за помощью людей. На интенсивность смены взглядов повлияло и освоение диагностики с применением комплекса "Кристалл", позволяющей выявлять ключевые проблемы в психике, которые ведут к дисбалансу и на физическом уровне. На сегодняшний момент цифра 70 уже не кажется завышенной.

Представляется, что вышеизложенное напрямую имеет отношение к клинической психологии и её разделу - психосоматике. На сегодняшний день определен круг патологий, причиной возникновения которых является наше деструктивное психоэмоциональное реагирование. Но существует устойчивая уверенность, что, чем дальше будет развиваться психосоматика, как отдельное направление, тем больше будет пополняться перечень заболеваний, уже известной "психосоматической семерки".

И коль существует такая зависимость, которая понятна ряду специалистов, то человеку развивающемуся, очевиден должен быть тот факт, что лучше работать на упреждение и не допускать дисфункциональные расстройства своего организма. Тем самым устраняется одно из препятствий на пути развития - въядхи.

image altimage alt

Eсли задаться вопросом, а с чего можно начать осваивать навыки регуляции своей психики, то один из вариантов - это освоение аутогенной тренировки. Методики, которая в 1933 году была разработана немецким психиатром Иоганном Генрихом Шульцем. Надо отметить, что на самом деле это не сложная техника. И сам Шульц вряд ли её разрабатывал с азов.

Есть информация, что за основу им были взяты некоторые медитативные практики востока и адаптированы под соответствующий запрос. Получилась простая и эффективная техника, позволяющая решать многие задачи. А в ходе её освоения, как раз и формируются навыки работы во внутреннем пространстве своей психике.

Техника аутогенных тренировок требует предварительной выработки определенных психических и физических навыков, представляющих собой своеобразную азбуку аутотренинга, которая включает: 1) управление вниманием; 2) оперирование чувственными образами; 3) словесные внушения; 4) регуляцию мышечного тонуса; 5) управление ритмом дыхания. Каждый из этих элементов в отдельности уже является инструментом регуляции.

Но если наработать навыки по применению каждого, а потом осуществить аутогенное "погружение" с использованием всех в совокупности, то можно достичь существенных результатов в решении тех задач, которые вы перед собой используя этот метод ставите.

К перечню основных задач, решаемых с применением данной техники можно отнести: глубокий отдых за короткое время; избавление от различных деструктивных эмоций, которые могут быть причинами патологий на физическом уровне; активизация скрытых резервных возможностей организма; вхождение в состояние изменённого сознания и избавление от отрицательных программ, заложенных на уровне подсознания и др.

Да, аутогенные состояния являются определёнными состояниями измененного сознания. Здесь уместно привести цитату известного американского психолога Чарльза Тарта из его книги "Пробуждение: преодоление препятствий к реализации возможностей человека": "Наше обычное состояние сознания является во многих отношениях ограниченным и произвольным. В нашем обычном состоянии нам доступен не полный спектр всех типов человеческого восприятия, логики, эмоций и возможности действия, а лишь некоторый их специализированный набор".

Осваивая данный метод, как раз есть возможность наработать навыки вхождения в состояния, когда головной мозг начинает функционировать в альфа-ритме. В это время его активность замедляется, но при этом активизируется связь с подсознанием, на "уровни" которого можно закладывать определённые нужные программы или удалять ненужные.

Осваивая метод, можно выйти за границы навязанных стереотипов и догм, "расширить" своё сознание, разорвать прежние синоптические связи коры головного мозга, приобрести нейропластичность, стать хозяином своей психики и физического тела, способным решать если не все, то многие их проблемы самостоятельно. То есть, происходит процесс освоения новых навыков, а соответственно и эволюция человека и его сознания.



image alt

Примеров получения удивительных результатов с применением данного метода очень много. Я приведу лишь один. Ханнес Линдеман, в 1955 году благодаря этому методу переплыл за 72 дня в одиночку Атлантический океан на маленькой резиновой лодке. Его мнение об этом методе: "... Аутогенная тренировка представляет собой идеальный способ укрепления здоровья, открывает путь к избавлению от болезней, в основе которых лежат нарушения психической деятельности...".




lang="en">

Разум человека сильнее его кулаков

Франсуа Рабле