Мультипликативность психики, её классическая академическая модель, структуры психики З. Фрейда, К. Юнга, Р. Ассаджиоли, структура психики в восточных концепциях
Из всех приключений, уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное, - отправиться внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого Федерико Феллини
Как было уже обращено внимание, отдельные известные учёные сходятся во мнении, что формирование самосознания является неотъемлемым процессом, связанным с саморазвитием. Одним из важных элементов самосознания является "самопознание". Оно относится к когнитивной функции человека. И здесь есть некоторая особенность. Вектор познания в этом случае от человека направляется на самого себя. Объект изучения и познающий здесь один и тот же. А единственная наука, которая занимается изучением человека это "Психология".
Из изложенного можно сделать вывод, что если человек собирается полноценно развиваться, прилагать усилия направленные на формирование самосознания, то избежать изучение себя через различные психологические концепции у него вряд ли получится. Что бы развивать себя, управлять собой, своими энергетическими структурами, необходимо знание хотя бы основных теоретических положений по данному вопросу. Cуществует большое количество взглядов на структуру психики человека, как в отечественной, зарубежной психологии, так и в психодуховных учениях востока. Что брать за основу для объективного представления о человеке в целом и о себе самом? Какие элементы структуры психики можно совершенствовать в контексте своего развития? Как умение управлять отдельными структурными элементами связано с поддержанием здоровья? Человек, уделяющий внимание своему развитию на определенном этапе задается такими вопросами. Представляется важным рассмотреть данный предмет более подробно, с учетом принципа мультипликативности, на который обращено внимание в научной работе М.А. Щукиной.
«Принцип мультипликативности (множественности) диктует взгляд на структуру личности как множественное образование, объединяющее в единое целое различные ее манифестации. Принцип мультипликативности личности заключается в утверждении множественной трактовки природы личности, согласно которой при сохранении целостности, личность является полиморфной структурой, включающей различного рода субличностные образования». Такие образования в структуре психики человека в своих работах рассматривали: Д. Мид, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд, Р. Харре, Э. Берн и др.
В классической академической отечественной психологии существует устоявшийся взгляд на структуру психики человека, основанный на ряде теоретических взглядов таких известных психологов, как С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов,А.Р. Лурия и др. Основные элементы структуры психики человека, предлагаемые указанными учёными приведены ниже. Их поверхностный анализ, позволяет прийти к выводу, что компоненты психики, рассматриваемые отечественными психологами, существенно не отличаются друг от друга. Многие наши современные учёные сегодня приходят к выводу, что структура психики человека включает в себя ряд психических явлений, к которым относят: психические процессы, психические состояния, психические свойства и образования. В большинстве случаев мы можем встретить в современных учебниках именно данные компоненты, входящие в структуру психики человека.
Наличие четырёх указанных элементов вполне можно принять, учитывая логику мышления представленных авторов, но данная структура будет не полной, если не включить в её состав такие компоненты, как сознание и подсознание человека, которые изучали известные психологи: З. Фрейд, К.Г. Юнг, М. Ньютон, Р. Ассаджиоли и др.
В контексте рассматриваемой темы, оправдано будет привести данные структуры ниже, не вдаваясь в подробности изложения сущности и содержания всех компонентов, предлагаемых указанными авторами, с которыми каждый желающий может ознакомиться самостоятельно, изучив соответствующую литературу.
Можно привести ряд дополнительных взглядов на структуру психики человека, непротиворечащих упомянутым, но указанных учёных вполне достаточно, что бы выйти на интегральную структуру психики человека, которая представлена на пятом рисунке ниже. Данная структура приведена во многих учебниках, хотя и не в полной мере раскрывает все составляющие психики человека, если учесть, что существуют и альтернативные взгляды на рассматриваемый предмет.
Итак, к вопросу о духовной составляющей психики человека, о которой размышляли учёные и философы древности и которая волнует сегодняшние умы. Отдельные из них считают, что основой Мироздания является энергоинформация, которая может быть трёх видов: непроявленная, проявленная и действующая. Непроявленная энергоинформация это то, что наука сегодня с трудом может объяснить и замерить современной аппаратурой, но то, что оказывает воздействие на материальный план. Есть предположения, что сюда относятся так называемые тёмная энергия и тёмная материя, которые занимают существенную часть во Вселенной.
Проявленная энергоинформация это окружающая нас видимая материя. Действующая энергоинформация представляет собой слабые электрические, волновые, полевые и т.д. воздействия. Данный вид энергоинформации является посредником между первой и второй. Это та субстанция с которой взаимодействуют люди, практикующие техники различных видов йоги, цигун, рейки, космоэнергетики и т.д. И человеку, ощущающему её наличие, воздействие, умеющему ею управлять, трудно объяснить её отсутствие.
Наличие наряду с четырьмя основными психическими явлениями в структуре человека подсознания, коллективного бессознательного и такой составляющей, как психическая энергия, о которой писал К.Г. Юнг, дают объяснение некоторых феноменов психики человека, которыми может заинтересоваться развивающаяся личность, но они не в полной мере раскрывают её духовную структуру, которой уделяли внимание многие мудрецы древности. Сама наука "Психология" в своё время зарождалась, как наука о душе. Хотя сегодня не часто в литературе, раскрывающей теорию данного предмета, можно встретить упоминания об этом.
Но надо отметить, что ряд современных учёных сегодня пытаются вернуться к изучению духовной сути человека и его структуру рассматривают через призму древних знаний и оставленного наследия. Важное значение здесь имеет применение интравертного метода познания, о котором мало упоминается в академической науке, но который применяют учёные, отдающие предпочтение получению информации именно таким путём - развивая своё сознание, повышая чувственность восприятия по различным каналам поступления информации. Но данный путь не прост, так как предполагает активную работу со своей психикой, сознанием и формирование уже упомянутого аналогического мышления, которое по всей видимости связано и с так называемым холистическим мышлением.
Представляется целесообразным обратиться к некоторым теоретическим положениям таких учёных, с целью формирования более объективного взгляда на структуру психики человека.
Что касается альтернативных взглядов на структуру психики человека, то необходимо отметить, что на основе изложенного деления структуры Мироздания на три составляющих, приведенных выше, по аналогии со строением макрокосмоса структурируются и духовные компоненты психики человека: дух - непроявленная энергоинформационная составляющая; душа - действующая энергоинформация, включающая мысли, эмоции и поступки человека (волевой аспект); тело - проявленная энергоинформация.
Исходя из приведённого, в психике человека существует информационная составляющая, реализующаяся в личности по двум векторам, один из которых направлен через ДНК к телу человека, второй же направлен к душе, которая состоит, как уже упоминалось, из 3-х компонентов - мыслей, эмоций и поступков человека (волевая составляющая). Данный вектор направлен к душе через сознание человека.
В зависимости от того, насколько чисто сознание (а его чистота зависит от правильности мышления, эмоционального реагирования и поступков человека), настолько правильно человек способен воспринять поступающую ему от духа информацию. И если информация воспринята правильно, то через эфирное тело человека она попадает в тело. Два вектора встречаясь в теле обеспечивают гармоничное состояние человека, комфорт существования и отсутствие болезней.
Если же мыслительная, эмоциональная и волевая сферы человека идут в разрез с заложенной на уровне духа информацией, то в психической составляющей человека возникают дисгармоничные потоки, которые оказывают воздействие на физическое тело, что проявляется как правило в болезнях, которые являются сигналом об отходе человека от своей сути.
Исходя из изложенного, и опираясь на материал, приведенный в подразделах сайта, можно сделать вывод, что личность на протяжении своей жизни должна развиваться гармонично, выходя на новые уровни развития сознания, реализуя свои потребности от низших к высшим. И здесь можно вспомнить концепцию Абрахама Маслоу, который утверждал, что человек рождается с набором позитивных программ и направлен в потенциале к уровню раскрытия всех своих возможностей и способностей. Его позиция полностью соотносится с представленной выше. Другое дело, насколько человек способен противостоять различным условиям и факторам, уводящего его с пути своего развития.
Что же развивающийся таким путём человек получает на выходе, достигая уровня самоактуализации (реализации всех заложенных в потенциале способностей. Термин введен Абрахом Маслоу)?
Ряд характеристик уже были рассмотрены в соответствующем разделе сайта, но и здесь представляется уместным вспомнить отдельные из них. Самоактуализирующаяся личность – понятие предложенное А. Маслоу для описания человека со следующими качествами: лучшее восприятие реальности; лучшее принятие себя, других, окружающего мира; увеличение спонтанности поведения; способность концентрироваться на проблеме; эмоциональная независимость; богатая внутренняя жизнь; автономия и способность противостоять социальному натиску; зрелость чувств; опыт трансперсональных переживаний; понимание человека вне социальных клише; улучшение межчеловеческих отношений; демократические признаки в характере; усиление креативности; более объективная система оценок и т.д.
Представляется, что данная теория вполне отражает те изменения, которые происходят в психике человека и связана с развитием его сознания на трёх уровнях. Она не сильно противоречит и структуре личности по З. Фрейду. Реализуя потребности более высокого плана, человек должен менять своё сознание. И вполне возможно, что именно в этом и заключается смысл его развития и существования.
Примечательно, что В.М. Бехтерев, великий отечественный психолог в структуре психики человека выделяет схожие уровни, что и Абрахам Маслоу. По его мнению, "личность представляет собою как бы две тесно связанные друг с другом совокупности следов, из которых одна теснее связана с органической, а другая – с социальной сферой".
В.М. Бехтерев отмечал, что "социальная сфера, развиваясь на почве органической, расширяет ее в зависимости от социальных условий жизни до степени, когда органические воздействия подавляются прошлым опытом социальных отношений и социальными воздействиями". В целом в структуре личности В.М. Бехтеревым подчеркивается роль социальной сферы, которая «является объединяющим звеном и возбудителем всех вообще следов психорефлексов, возникающих на почве общественной жизни и оживляющих те или иные органические реакции".
Для В.М. Бехтерева личность представляется, как некая самодеятельная субстанция. Не реактивная субстанция, а активная, она сама все делает. У личности бывают разные уровни этой активности. Учёный выделяет три таких уровня: 1) пассивная личность, характеризуется незначительным уровнем личностного развития; 2) активная личность; 3) безличность. Это человек, который не личность. Это больной с тяжелыми психическими расстройствами, с полным нарушением работы мозга.
Если говорить об отношении В.М. Бехтерева к более высокому уровню развития человека, то некоторые выводы можно сделать из его работы "Бессмертие личности, как научная проблема".
Справедливости ради, необходимо обратиться и к восточной (индийской) психологии, которая в сознании человека выделяет три составляющих: манас - ум (уровень реализации низших потребностей), буддхи - разум (именно здесь начинается человек, со способности выбирать между "хорошо" и "плохо", заставляя себя, своё сознание двигаться выше), Атма - духовный план.
Небезынтересен подход к развитию человека, изложенный и в древней Каббале. Если коротко, то в соответствии с ней, человек приходит на землю для получения наслаждений. Но эти наслаждения он должен получать последовательно на трёх уровнях - нефеш (животный уровень), руах (душевный уровень), нешама (духовный уровень).
Интересны и знания древнегерманских племён, не противоречащие изложенным подходам и выделяющие по сути те же уровни, которые должен проходить человек на пути своей реализации.
Помимо изложенного, целесообразно обратить внимание и на структуру человека, предлагаемую в некоторых концепциях индуизма (так называемую систему кош). Тем более, что она гармонично соотносится с одной из структур, рассмотренной выше.
Если вернуться к структуре психики, используемой в индийской психологии (манас, будхи, Атма), то стоит обратить внимание на её схожесть с предложенной в своё время философом Платоном. Представляется уместным раскрыть основные компоненты структуры психики, принятой в индуизме.
Если коротко, то первый её уровень, это уровень органов восприятия, чувств, включающий в себя зрение, обоняние, вкус, осязание, слух. Вся информация от этих органов поступает в ум (манас). Функция ума состоит в оценке информации. Он принимает приятное и отвергает неприятное. Принцип его функционирования "нравится - не нравится". Второй уровень - разум (буддхи). Принцип его деятельности "полезно - не полезно". Буддхи предоставляет человеку возможность осознать негативные последствия от деятельности ума и принять правильное решение. Над разумом находится душа человека (Атма). Цель буддхи состоит в осознании своей души.
С более подробной информацией о данных компонентах можно ознакомиться, пройдя по ссылке.
К слову сказать, известный философ и психолог Н.Я. Грот выделял схожие компоненты в структуре человека.
Как видно из изложенного, подходов к структуризации психики довольно много и представляется важным уделить внимание данному предмету с целью понимания себя, составляющих своей психики. Тем более, что такое стремление, как утверждают учёные, относится к формированию одного из компонентов нашего самосознания (самопознания).
Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой