Препятствия на пути развития 2

О внутриличностных препятствиях на пути саморазвития в западной и восточной традициях

image alt

Предыдущая страница

Учитывая мнения и позиции отдельных авторов о том, что западные психологические знания и восточные психодуховные учения должны дополнять друг друга и такое комбинирование предоставляет возможность более объективно взглянуть на суть саморазвития человека, целесообразно обратить внимание на те препятствия, о которых упоминается в отдельных учениях востока.

Йога считается древним учением. Также, как и термин "религия", переводится, как "соединение". Соединение с Богом, Творцом, Абсолютом, Космическим сознанием, Истиной и др. Но йога не является религией. Она является практикой, с помощью которого, работая определенными методами, в том числе на уровне психики и сознания, можно достичь соответствующего результата.

В "Йога-сутрах" мудреца Патанджали изложена теория данного метода. В них есть упоминание о девяти отвлечениях и помехах на пути совершенствования и саморазвития, которые именуют "читта-викшепа".

Постольку, поскольку на страницах сайта основное внимание уделено развитию человека в пространстве культуры, целью которого и является продвижение на более высокие уровни своего развития, мало чем отличающиеся от уровней, принятых в учениях востока, представляется важным рассмотреть содержание данных отвлечений и помех, которые являются универсальными, и могут быть применимы к разнообразным жизненным обстоятельствам, касающимся достижения различных целей.

К ним относятся: въядхи – болезнь, нарушающая физическое равновесие; стьяна – вялость, или умственное нерасположение к труду; самшая – сомнение (в себе, в технике, в учителе); прамада – равнодушие, намеренно неправильные действия; аласья – лень; авирати – чувственность, возбуждение желаниями, т.е. когда умом овладевают объекты чувств; бхранти даршана – ложные или неточные знания, иллюзии; алабдха бхумикатва – неспособность сохранять непрерывность мышления или концентрироваться, чувство отсутствия прогресса; унавастхитаттва – непостоянство в удержании достигнутой после длительных упражнений сосредоточенности.


















image alt

1. Въядхи - болезнь, нарушающая физическое равновесие. Очевидно, что первым из препятствий является слабое здоровье и различные заболевания. Для йога, человека, встающего на путь внутреннего развития, тело есть важнейший инструмент в достижении поставленных целей. Основной задачей в такой работе должны стать концентрация и сосредоточение на соответствующих действиях.

Если тело надломлено и испытывает недомогания, сложно продвигаться по избранному пути. Физическое здоровье так же необходимо для ментального и психического развития практикующего, поскольку ум функционирует посредством нервной системы. Когда тело болеет или нервная система поражена, ум приходит в беспокойство, либо делается равнодушным и инертным, а тогда становится сложно сконцентрироваться на практике.

















image alt

2. Стьяна - вялость, или умственное нерасположение к труду. Человек, страдающий вялостью, не имеет перед собой ни цели, ни пути, по которому следовать, ни энтузиазма. Его сознание и интеллект притупляются и ухудшаются от бездеятельности. Горный поток сохраняет чистоту, потому что неустанно мчится, в канаве же вода застаивается, в ней не может быть ничего хорошего. Вялому человеку сложно на чем-либо сосредоточиться. Такой человек перестаёт мыслить глубоко, "зрить в корень". Он становится подвержен навязыванию различных стереотипов и догм, ему становится сложно воспринимать новую информацию, которая необходима для эволюции сознания.












image alt

3. Самшая – сомнение (в себе, в технике, в учителе). В "Йога-сутрах" Патанджали выделяется три типа сомнений. Первый тип - сомнение в себе. Сюда относятся внутренние сомнения, возникающие от нерешительности, страха и различных форм его проявления. Второй тип - сомнение в технике. Существует большие количество практик, способных улучшить физическое и психическое состояние человека, расширить рамки восприятия, выйти за пределы человеческого естества. Но многие, сомневаются, не верят, не хотят даже попытаться попробовать.

Ряд специалистов, овладевших такими эффективными техниками, прошли не простой путь работы над собой, делятся своим опытом в книгах, в сети Интернет. Они являются своеобразными учителями, способными ускорить процесс эволюции для людей, готовых проделать идентичную работу. Но и тут многие сомневаются. Возникает третий тип сомнения - сомнение в учителе.

Безрассудные, неверующие, нерешительные люди губят сами себя. Ищущий должен верить в свои силы и в своего учителя. Как только в сердце возникает вера, она устраняет неблагожелательность, умственную леность, гордыню, сомнения и др. Освободившись от указанных помех, сердце становится спокойным и безмятежным.









image alt

4. Прамада – равнодушие, намеренно неправильные действия. Возникает, когда человек, как правило, уже находится на достаточном уровне развития, чтобы осознавать, какие действия относятся к правильным, а какие таковыми не являются. Но при этом продолжает поступать намеренно не верно. Когда человек знает, что должен что-то сделать, но не делает, это тоже относится к прамаде. Когда специалист даёт ученику, например, методику выполнения той или иной техники, объясняет, как выполнять, чтобы добиться соответствующего результата, а ученик её нарушает, и это - прамада.

Человек, страдающий от прамады, как правило, полон самодовольства, не знает смирения и считает умным только себя. В большинстве случаев он знает, что правильно и что неправильно, но упорствует в безразличии к правильному, выбирая обратное.

image alt

5. Аласья – лень. Чтобы убрать помеху лени, должен быть неослабевающий энтузиазм (вирья). Ученик должен быть "похож на влюбленного, постоянно стремящегося к свиданию с возлюбленной и не поддающегося отчаянию. Надежда должна быть его щитом, а мужество - мечом. Он должен быть свободен от ненависти и печали". С помощью веры и энтузиазма он должен преодолеть лень, инертность тела и сознания. Вирья - это сила, крепость, мужество, доблесть. В её основе лежит физическая, нравственная и умственная мощь, духовная сила.








image alt

6. Авирати – чувственность, возбуждение желаниями, т.е. когда умом овладевают объекты чувств. Данное препятствие связано с функционированием сознания человека преимущественно на уровне ума. Характеризуется оно наличием страсти, одержимости, чрезмерного влечения к вещам, людям, посещаемым местам. Настоящий практикующий умеет находиться в состоянии "непривязанности" к упомянутым объектам. Освободившись от привязанности к чувственным вещам, можно научится радоваться им при помощи полностью подчиненных чувств. Это очень "тонкое" состояние. Упомянутая же привязанность уводит нас от истинного "Я".







image alt

7. Бхранти даршана – ложные или неточные знания, иллюзии. Человек, страдающий от ложного знания, как правило поражен гордыней, заблуждениями, чрезмерными стремлениями к материальному, ослеплён своим социальным статусом и полагает, что он находится на правильном пути. Интеллект его силен, но он лишен смирения и понимания о том, что такое настоящее развитие. Встать на правильный путь он может, общаясь с настоящими Учителями и пользуясь их руководством о том, как можно прийти к Истине.




image alt

8. Алабдха бхумикатва – неспособность сохранять непрерывность мышления или концентрироваться, чувство отсутствия прогресса. Для достижения тех целей, которые практикующие перед собой ставит в различных традициях, связанных с развитием, приоритетным качеством является постоянная концентрация внимания. Концентрация своего сознания на знаниях, техниках, методиках, их точном выполнении - важный элемент. Это ответственная внутренняя работа. Но различные внешние обстоятельства, как правило не способствуют этому и могут "переключать" внимание практикующего на себя.

А так как, "куда внимание, туда и энергия", то энергетический потенциал человека таким образом распыляется и достичь результата в практике становится сложно. Как альпинисту не удается достичь вершины из-за недостатка выносливости, так и человек, не могущий преодолеть неспособность к концентрации, не в состоянии стремиться к познанию реальности. Человек практикует, но ничего не происходит. В каждой традиции есть свои рекомендации по устранению рассматриваемого препятствия. Но общий принцип здесь один: "стучите, и отворят вам...".

image alt

9. Унавастхитаттва – непостоянство в удержании достигнутой после длительных упражнений сосредоточенности. Это тот случай, когда человек своим упорным трудом приблизился к познанию реальности и испытал блаженство (состояние Сат-Чит-Ананды). Но после этого он ослабляет усердие в занятиях. Причинами здесь могут стать гордыня, излишняя эйфория от своих достижений и др. Добившись чистоты и высокой сосредоточенности, он подошел уже к последнему перекрестку. Но и на этой последней стадии необходимы непрерывные усилия, надо неотступно следовать по своему пути с беспредельным терпением и настойчивой решимостью, не допуская небрежности и непостоянства, мешающих двигаться в направлении осознания Истины.

lang="en">

У жизни есть только одна дверь. С одной стороны ее написано «от себя», с другой - «к себе»

Шри Нисаргадатта Махарадж