Основные направления развития личности

Развитие человека в пространстве культуры и пространстве цивилизации, качественные характеристики саморазвивающейся личности

image alt

В одном из подразделов сайта, мы уже останавливались на гуманистической концепции развития А. Маслоу. В нём были даны некоторые характеристики самоактуализирующейся личности или личности, встающей на путь развития своих потенциальных способностей, уделяющей внимание прогрессивному развитию не только в пространстве цивилизации, но и в пространстве культуры (по М.А. Щукиной).

Так же в подразделе "Структура психики человека", были рассмотрены некоторые соотношения характеристик пирамиды потребностей А. Маслоу со взглядами на развитие в отдельных традициях, связанные с совершенствованием сознания человека на трёх уровнях. Синтез рассмотренных представлений, их схожесть по ряду параметров, позволяют сделать вывод об определённой репрезентативности гуманистической концепции А. Маслоу.

Если взять её за основу, то в ней можно выделить три уровня развития сознания человека. Первый уровень - реализация биологических (органических, физиологических) потребностей. Второй уровень касается реализации в основном социальных потребностей. И третий уровень связан с познанием себя, актуализацией своего потенциала, формированием самосознания личности и др.

По сути, здесь можно вычленить два основных направления развития, которые не сильно противоречат научным представлениям М.А. Щукиной о двух пространствах развития человека.
Реализуя только биологические и социальные потребности, человек как правило развивает своё эго, в чём и заинтересовано пространство цивилизации. Схема развития его сознания в большинстве случаев будет представлять расширяющуюся спираль, замкнутую на себя. Не желая находиться в таком положении, чувствуя и осознавая, что развитие эго - это не самое важное предназначение человека, появляется возможность пойти несколько иным путём в дополнение к пройденному - развитие себя, своей сути, своих тонких структур и др. По содержанию это и есть движение в пространстве культуры. И в этом случае, сознание, ориентированное на духовную составляющую, которая не знает границ и стремится к различным проявлениям, уже не замыкается на себя, а ориентированно на бесконечность.

Два этих пути отражены на рисунке. К слову сказать, отдельные специалисты считают, что отношение к понятию "счастье" по мере продвижения от нижнего (первого) уровня к верхнему (третьему) должно у человека постепенно меняться.

















Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление в котором мы движемся
Лев Толстой

image alt

Представляется важным более подробно рассмотреть качественные характеристики, которые будут присущи человеку, избравшему более сложный путь развития в дополнение к характеристикам, на которые указывал А. Маслоу. К ним будут относиться:

1. Отсутствие границ в эволюционном развитии, что вытекает из предыдущих рассуждений. Здесь человек осознаёт, что поставлено на кон. И это не эго, которое растворится после смерти, а его вечная душа, которая "пришла" на Землю получать определённый опыт в различных проявлениях. И именно она заинтересована в постоянном развитии, познании нового, эволюции, развитии заложенных в человеке потенциальных способностей на уровне духа. Или как сейчас заявляют современные учёные - на уровне той же невидимой информации, которая в каждом из нас имеется. И которую каждый должен постараться раскрыть.















image alt

2. Интерес к различным видам знания. Надо понимать, что знания бывают разными. Их можно классифицировать на два основных вида - академические и неакадемические. Академические знания мы получаем в школе, институте, при повышении квалификации, получая дополнительное профессиональное образование и др. Как правило, мы их приобретаем, развиваясь в пространстве цивилизации. И они на самом деле необходимы на начальном этапе своего развития. Но если вы собираетесь узнать о себе и о мире больше, разорвать замкнутую спираль своего развития и выйти за некоторые границы, то классических академических знаний будет недостаточно. Здесь начинает работать принцип развития "знание по сознанию". В некоторых традициях, основным, как раз считают второй вид знаний. Например в суфизме. Более подробно об этом сказано в "Книге познания" Абу Хамида Газали, одного из идеологов данного течения.

image alt

3. Всесторонний глубинный подход к психологическим знаниям, в части освоения структуры психики человека. В отдельных образовательных учреждениях даются в том или ином объёме психологические знания. Как правило они не у всех вызывают сильный интерес. А что касается раскрытия структуры человека, то дают её с позиции академических подходов, не раскрывая все существующий компоненты, необходимые человеку, стремящемуся осуществлять необходимую работу над собой. Дополнять эти знания как правило приходится за счёт психодуховных учений востока и альтернативных взглядов на структуру психики человека, изложенных, например, в книге В.В. Ярцева "Мир души". В расчёт здесь, как правило дополнительно берётся энергоинформационное строение человека и уровни психики в соответствии с индуистскими представлениями.





















image alt

4. Сравнение себя с самим собой. Многие люди развивающиеся в пространстве цивилизации стараются стремится к славе, финансовому благополучию, почёту, уважению и т.д., сравнивая себя с другими. Что нельзя отнести к аномалии на определённых этапах развития. Человек, развивающийся в пространстве культуры, как правило знает приблизительный эталон, к которому он должен стремиться с позиции духовного развития. Он перестаёт сравнивать себя с другими, уделяя больше внимания работе над собой и достижению соответствующих результатов. Сравнение здесь идёт себя с самим собой. Джо Фрейзеру в интернете приписывают цитату: "Не обязательно быть лучше всех, достаточно быть лучше, чем вчера". Не знаю точно, произносил он её или нет, но она сполна отражает то состояние постоянства работы, в котором преимущественно находится человек, стоящий на пути развития в пространстве культуры.

image alt

5. Знания об уровнях развития и стремление двигаться к вершине в соответствии с их иерархией. В различных традициях эти уровни есть. В своё время был воодушевлён лекцией Иссет Котельниковой "Об уровнях развития человека", и на первых порах ориентировался на данный материал. Просто, доступно, без каких-либо сложностей в изложении. Человек, уделяющий внимание саморазвитию, изучает различные концепции. И несмотря на их различие в форме, в которой они могут преподноситься, понимает, что суть у них всех одна. Такой человек не станет спорить с другим на предмет определения, чья традиция сомосовершенствования лучше. Все они хороши по-своему и могут привести к нужному результату, при условии, что человек постоянно работает над собой в соответствии с даваемыми ими рекомендациями, методами и правилами.

Переход на следующую страницу

lang="en">

Есть одно только благо - знание, и одно только зло - невежество

Сократ