Сущность развития, его виды, роль нравственности в развитии, психологи о развитии, потенциалы личности, факторы, способствующие и препятствующие развитию личности
Развитие - это тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качества, состояния к другому, от старого к новому. Исходными для понимания развития личности служат общенаучные положения о развитии: 1) развитие может быть восходящим и нисходящим; 2) всякий процесс развития имеет свою направленность. Развитие в направлении усовершенствования, усложнения, повышения уровня самоорганизации относится к прогрессу (эволюция). Развитие в направлении упадка, деградации и распада является регрессом (инволюция); 3) развитие может идти от внешнего к внутреннему и наоборот; 4) развитие заключается в переходе количественных изменений в качественные.
Развитие личности является единым биосоциальным процессом, в котором происходят не только количественные изменения, но и качественные преобразования личности (интеллектуальное развитие, физическое, духовное (психическое), физиологическое, социальное и т.д.). Доктор психологических наук Ю.П. Зинченко определяет развитие личности, как "развитие её мировоззрения, самосознания, отношений к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта".
Самому себя совершенствовать, самому себя образовывать, и в случае склонности ко злу, развивать в себе нравственные качества – вот в чём обязанности человека Иммануил Кант
Развитие может быть экзогенным, определяемым только извне, окружающим человека миром. На такое развитие существенное влияние оказывают семья, образовательные учреждения, средства массовой информации, общество, религия и т.д. Экзогенное развитие отдельные теоретики считают неподлинным развитием. Так же выделяют настоящее развитие, источник которого находится внутри развивающегося. Такое развитие относят к эндогенному развитию.
К составным компонентам развития человека относят: биологическое развитие; материальное развитие (телесная составляющая - сила, выносливость, гибкость; техническая составляющая - аграрная, промышленная, информационная; финансовая составляющая); социальное развитие (постепенная смена социального статуса); духовное (последующее психическое развитие). К последнему относят определённую работу, проводимую человеком на внутреннем плане с постепенным его выходом на более высокий уровень осознания. Данное развитие не обязательно должно осуществляться в религиозных традициях. Его в большей степени можно отнести к развитию в пространстве культуры, нежели пространстве цивилизации. Приоритетное внимание в ходе такой деятельности уделяется формированию самосознания человека, развитию структурных элементов психики, интуиции, моральных, этических, нравственных качеств и т.д.
В контексте важности нравственности для совершенствования, представляется целесообразным привести цитату доктора медицинских наук Л.П. Гримака из книги "Резервы человеческой психики". "Нравственность – важнейшее условие полноценного физического и психического здоровья, жизненной устойчивости. Лишённый нравственности человек лишается и основных рычагов для осуществления процесса самосовершенствования. В этом случае оказываются выключенными, незадействованными высшие механизмы психической регуляции и защиты личности".
Рассматривая ключевые основы развития человека целесообразно упомянуть о таких категориях, как "индивид", "личность", "индивидуальность". К категории "индивид" относятся видовые свойства преимущественно генотипическое образование. Такие, как особенности строения центральной нервной системы, темперамент, задатки. Развивается "индивид" в биогенезе. Личность – социальный индивид. Формируется в обществе в процессе социогенеза. Индивидуальность - это совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые формируются на протяжении жизни. То, чем человек отличается от других людей. Развивается индивидуальность в процессе персоногенеза.
В целом, современная психология склоняется к тому, что личность биосоциальна. Её психическая деятельность определяется единством биологических и социальных факторов, взаимодействующих между собой и опосредующих друг друга. Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности и пр.), устанавливают некоторую предрасположенность к чему-либо. Но они не определяют потолка развития личности. Существенное влияние на личность оказывает социальная среда. Помимо этого, принципиальное значение для развития человека имеет активность самой личности.
Вопросам развития человека многие психологи уделяли существенное внимание. Так, например, К.Г. Юнг считал, что у всех людей присутствует настойчивая потребность во внутреннем развитии, в понимании смысла и значения жизни. Более того, он отмечал, что отсутствие удовлетворения этой потребности приводит ко многим нейропсихическим проблемам.
Альфред Адлер считал, что все здоровые индивидуумы руководствуются стремлением к совершенствованию, к постоянному улучшению: "Стремление к совершенствованию является врожденным в том смысле, что оно - часть жизни, побуждающая сила, нечто, без чего жизнь была бы немыслима".
Эрик Эриксон, в основе работ которого лежит теория циклов развития человека доказал, что развитие личности продолжается всю жизнь и что каждая стадия развития может иметь как положительный, так и отрицательный результат.
Наши русские ученые всегда утверждали, что в психофизиологической природе каждого человека есть всё необходимое, чтобы заняться самосовершенствованием и саморазвитием. Ещё И.П. Павлов писал, что если создать людям все необходимые условия для саморазвития, то каждый "человек может стать тем, кем он может и должен стать".
В целом, исходя из изложенного, можно сделать промежуточный вывод, что прогрессивное психическое развитие человека, есть необратимое, направленное, закономерное его изменение. Применительно к человеку оно происходит, когда личностные трансформации означают процесс движения по восходящей, который характеризуется объективизацией отражения действительности психикой, развитием самосознания и морально-нравственных качеств, регуляцией поведения не только первичными, но и вторичными потребностями более высокого уровня (по А. Маслоу) и др.
Следует отметить, что с позиции психологии, личность характеризуется следующими основными потенциалами: познавательный, эстетический, коммуникативный, творческий, морально-нравственный. Познавательный определяется объёмом и качеством информации, которой располагает личность. Эстетический - уровнем художественных и эстетических потребностей, их удовлетворением. Коммуникативный характеризуется степенью общительности человека, умением устанавливать контакты с окружающими. Творческий потенциал связан со способностью личности к созиданию и продуктивности. Морально-нравственный обусловлен приобретенными нравственными нормами, убеждениями, жизненными целями.
Можно выделить ряд факторов, которые способствуют развитию личности. К ним относятся: здоровый образ жизни; успешное самоопределение; обилие, многообразие и доступность необходимой информации, навыки работы с ней; возможность «пробы себя» в различных качествах; свобода и самостоятельность; поддержка близких людей, социального окружения; системный подход к проблемам; готовность брать на себя ответственность; умение воздействовать на психические явления своей личности (наличие аутопсихологической компетентности); истинное понимание сути своего эволюционного развития и др.
Так же выделяют ряд факторов, которые препятствуют развитию личности: отсутствие здоровья; пассивная позиция по отношению к действительности и себе (формирование психологии «пешки»); вытеснение и другие защиты «Я» (проекция, замещение и др.); создание дефицита благ, в результате чего ведущими для человека становятся физиологические и материальные потребности; упрощённый взгляд на себя самого, отсутствие глубинного понимания своего естества (низкая самоосознанность); сохранение "священных идеологических основ", функционирование личности только за счёт определенной культурологической (этноцентристской) среды; создание чистоты социального окружения (разделение людей на хороших и плохих, своих и чужих); создание культа самокритики и др.
К рискам развития в новой информационной среде следует отнести: «потребление» информации без ее критической переработки; доминирование аудиовизуального канала и опыта «клипового мышления»; обезличенность и скоротечность социальных связей, отчуждение человека от других людей; редуцированный коммуникативный опыт, освоение своеобразных норм, отличающихся от норм реального общения; псевдоудовлетворение потребностей в признании, в достижениях, в свободе, в самореализации; замещение реального решения значимых проблем виртуальным; уход от сложности и противоречивости реального мира в более простой виртуальный и др.
Пока вы ленитесь, другие делают - не стоит потом говорить о несправедливости жизни