Саморазвитие личности

Основные компоненты саморазвития, особенности развития в пространстве цивилизации и пространстве культуры

image alt


Независимо от уровня способностей ваш потенциал всю жизнь будет выше достижений
Джеймс Маккей

На современном этапе развития человеку необходим ряд качеств. К основным из них относят: умение решать проблемы; коммуникативные умения; творчество и любознательность; умение работать с информацией, социальная ответственность; критическое и системное мышление; направленность на саморазвитие. В контексте рассматриваемой тематики, нас в большей степени интересует последний компонент. Ему и будет уделено внимание в данном подразделе.

Вопросам саморазвития человека в научной и публицистической литературе посвящено большое количество работ. Так, саморазвитие человека исследовали: А.Г. Асмолов, Н.А. Логинова, А.А. Деркач, Д.И. Фельдштейн, К.А. Абульханова-Славская, Л.Н. Куликова, Деси Эдвард, Абрахам Маслоу, К. Роджерс, У. Джеймс и др.

Различные авторы относят к саморазвитию различные его составляющие. Так, например, доктор педагогических наук Л.Н. Куликова в основные компоненты саморазвития включает: самопознание; волевую саморегуляцию; самовоспитание; самосовершенствование; повышение собственной продуктивности; духовное и нравственное самоукрепление; самоопределение; самореализацию; самоактуализацию.

Из последних исследований, посвященных вопросам самосовершенствования личности, выделяется научная работа доктора психологических наук М.А. Щукиной "Психология саморазвития личности: субъективный подход" (2015 г.). В данной работе проведен всесторонний историко-теоретический анализ исследований саморазвития личности в синергетике, философии, педагогике, уделено внимание рассмотрению вопросов саморазвития человека в зарубежной и отечественной психологии.

В исследовании затронуты и раскрыты многие важные вопросы. С учетом высокого авторитета автора и присвоенной ему Высшей аттестационной комиссией ученой степени доктора психологических наук, представляется целесообразным остановиться ниже на отдельных теоретических положениях, представляющих определённый интерес в контексте информации, излагаемой на сайте.


image alt

М.А. Щукина в своей работе обращает внимание на то, что, развитие современного человека осуществляется в двух пространствах: цивилизации и культуры. Пространство цивилизации представлено обществом потребления с его доминирующим стремлением к получению постоянного удовольствия, где бытие осуществляется по законам конкуренции. В этой плоскости профессиональное и личностное развитие рассматривается как форма определенных вложений, которые могут обеспечить человеку более высокие финансовые доходы для ещё большего потребления внешних благ и получения удовольствия.

В пространстве цивилизации существует определенный социальный заказ на познание саморазвития, так как для личности в повседневной деятельности важно владеть технологиями качественного роста, самоизменения, позволяющими ему обогнать конкурентов в постоянной гонке потребления. Указанный социальный заказ обеспечивает становление психологии саморазвития, дающей возможность технологизировать управление развитием личности и её психики.

В этой сфере наука призвана обеспечить потребность общества в знаниях о средствах, способах, программах, методиках саморазвития. Реакцией психологии на такой социальный заказ является довольно большой объем различной литературы научного и научно-популярного характера с рекомендациями по саморазвитию психических процессов (памяти, внимания, мышления и т. д.), черт личности (настойчивости, общительности, толерантности и т. д.), выстраиванию успешного (конкурентоспособного) жизненного пути.

На рынке услуг практическая психология саморазвития представлена разнообразными предложениями, среди которых программы личного коучинга, тренинги развития отдельных черт личности, тренинги различных психологических умений, тренинги общения и пр. Иными словами, пространство цивилизации порождает технологический подход к саморазвитию личности.

image alt

Пространство культуры является конгломератом представлений о человеке и человечности и выражено в системе гуманистических ценностей. В пространстве культуры саморазвитие трактуется, как работа над творением личности, как самосовершенствование и провозглашается как сущностная стратегия жизненного пути. Саморазвитие видится как путь достижения человеческой сущности в ее всеобщей форме (как ориентация на всеобщие нравственные идеалы) и в единичной (как движение к своей индивидуальности). В пространстве культуры саморазвитие осуществляется как конкуренция с самим собой, как борьба с Я-настоящим за Я-будущее, в котором отражен идеал человечности. А идеалу человечности как правило большое внимание уделено в философии, религии, психодуховных учениях востока, психологии развития личности и др.

Познание такого рода саморазвития является важным для «заказчика», разделяющего ценности экзистенциального содержания, поскольку «выгода» от саморазвития в пространстве культуры состоит в переживании самоуважения, в ощущении осмысленности своего бытия, в чувстве реализованности своего потенциала. Саморазвитие становится одной из жизненных стратегий, способных обеспечить экзистенциальную наполненность, так как по своей природе оно подобно смыслоискательству, познанию, творчеству, труду и является скорее путем, а не целью существования. Здесь само саморазвитие предстаёт, как ценность современного человека.

image alt

М.А. Щукина отмечает важное значение формирования самим человеком феноменов, обозначенных понятиями «само-». К их числу относятся: саморазвитие, самопознание, самовоспитание, самообучение, самоутверждение, самоопределение, саморегуляция, самоактуализация, самореализация. Многие из них пересекаются с компонентами выше, изложенными в научных работах Л.Н. Куликовой и представленными в начале подраздела. Эти феномены все чаще становятся предметом изучения, так как привлекают исследователей возможностью выявить специфические черты личности в современном мире: усиление тенденций активности, свободы определения, способности управлять поведением, развитием, ситуацией жизни в целом и нести за это ответственность.

В современном мире, отмеченном глобализацией и неопределенностью, саморазвитие обозначает точку опоры, так как выделяет тот фрагмент эволюции, который в максимальной степени подчинен управлению самого человека и в то же время является зоной его максимальной ответственности. В данном контексте методологический смысл психологии саморазвития видится в том, что от изучения развития личности совершается переход к рассмотрению самой личности как детерминирующего фактора, организатора, управляющего этим развитием. «Человек - существо самодетерминируемое... именно это дает шанс не собрать калейдоскоп событий, очевидцем которых довелось стать, не накопить набор биографических данных, а самому выстроить свою судьбу» (Л.В. Куликов).

Саморазвитие предстаёт, как особая форма развития, где самодетерминированность и самоуправляемость изменений достигает своего апогея, где именно человек является организующим началом. В англоязычной психологической литературе такое развитие обозначают термином "intentionalselfdevelopment (ISD)" - преднамеренное саморазвитие.





image alt

Нельзя не согласиться с многими позициями автора указанной научной работы. Изложенная информация ценна там, что четко разграничивает развитие человека в двух пространствах. И на начальных этапах, личность, уделяющая внимание вопросам саморазвития, проводя определенную саморефлексию должна постоянно осознавать, в каком пространстве она осуществляет работу над собой. И, наверное, не будет ложным суждение, что многие люди в большей степени отдают предпочтение своему развитию в пространстве цивилизации.

Да, на определенном этапе такое стремление представляется правильным. Человек в начале своего становления направлен во внешнюю среду, социум. В этот период получения школьного, высшего и других образований, влияния родителей, учителей, идет активное внешнее воздействие (социодетерминация). В ходе оказания такого влияния, целенаправленное внимание на возможность развития не только в пространстве цивилизации, но и в пространстве культуры, обращается не во многих образовательных учреждениях. Но правильным представляется переход на определенном этапе своего развития, как раз, к совершенствованию в пространстве культуры, работе над собой, своими качествами, привычками, установками, сознанием и др. (самодетерминация).

Саморазвитие здесь предстаёт, как активная деятельность человека, направленная на прогрессивное формирование своей психики с целью удовлетворения высших потребностей на внутреннем плане и в различных областях деятельности. И такое гармоничное развитие может привести к достижению несколько иных результатов и качеств личности, которые будут изложены в разделе "Основные направления развития личности".

lang="en">

Нужно не переставая работать над собой, всю жизнь получать знания, изучать, иметь силу воли.
Здесь дорог каждый час ...

А.П. Чехов