Психологические концепции развития личности, биологические теории развития, бихевиоризм, гуманистическая теория развития личности А. Маслоу, экзистенциональная концепция развития, теория интенциональности Шарлотты Бюлер
Пожалуй, позволю себе здесь высказать в первых строках свою точку зрения. Сам тяготею к гуманистической теории развития и аргументы в её состоятельности будут приведены ниже. Но справедливости ради нельзя не упомянуть те концепции, которые часто рассматривают в психологии.
К основным теориям в психологии развития относят: психоанализ Зигмунда Фрейда (психодинамическую теорию личности); феноменологическую теорию Карла Роджерса; диспозициональную теорию личности; экзистенциональную теорию развития (Ролло Мэй и др.); аналитическую психологию К. Г. Юнга; индивидуальную психологию Альфреда Адлера; когнитивную теорию личности (Дж. Келли); поведенческую теорию (Дж. Уотсон, Б. Скиннер); гуманистическую теорию А. Маслоу; морфогенетическую Г. Олпорта; деятельностную теорию развития личности А.Н. Леонтьев и др.
Теорий развития большое количество. Вспоминается момент, когда, будучи научным руководителем, ко мне пришёл студент и принес материал на 150 листах (хотя требовалось по объему в три раза меньше) и со словами "я запутался" попросил направить его в нужное русло.
Концепций развития много, и если уделить внимание каждой, то на это уйдет большое количество времени. В связи с этим, желающим разобраться в данной проблематике хочется порекомендовать лишь одно издание, в котором довольно полно обобщен данный материал - Роберт Фрейджер, Джеймс Фейдимен «Личность. Теории, упражнения, эксперименты». Здесь же, будут коротко рассмотрены некоторые из них, заслуживающие внимание, по мнению автора.
Когда человек откладывает своё духовное развитие на завтра, это завтра для него не наступит никогда. Ибо это превращается в горизонт, который невозможно постичь Ригден Джаппо
В контексте рассматриваемой проблематики, следует остановиться на биологических теориях развития. Сторонники данной теории подходят к развитию, как к спонтанно протекающему процессу биологического созревания, лишь в очень малой степени зависящему от влияния среды.
Исходными из этих представлений являются наблюдения за этапами внутриутробного развития ребенка. Основной закон морфологического развития в эмбриогенезе сводится к тому, что: во-первых, оно предначертано, заложено программой, которая записана в зародышевой клетке и затем только спонтанно развертывается; во-вторых, развитие эмбриона в своих основных чертах повторяет развитие рода. Закон такого развития был назван законом рекапитуляции или повторения, или основным биогенетическим законом, носящим фатальный характер. Представление о фатальной обусловленности морфологического развития программы, заложенной в зародышевой клетке, переносилось сторонниками теории и на развитие нервной системы, и на психическое развитие.
В рамках биологической концепции выделяется биологический подход Чампиона Тойча. Суть его концепции сводится к следующему: молекулы ДНК несут не только генетический код наследуемых биологических и физиологических особенностей организма, предрасположенностей к определенным болезням, но и генетический код, определяющий основные паттерны поведения, предрасположенностей к тем или иным проблемам, событиям, жизненным трудностям. Вместе с информацией о внешности в ДНК сохраняется информация об опыте и жизненных ролях предков. Каждый человек имеет свое уникальное Основное внутреннее направление (ОВН) – соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов, в соответствии с которыми он движется по жизни, получает опыт и играет роли независимо от своих сознательных реакций и интерпретаций. "Излучение" ОВН притягивает взаимодополняющих людей.
Генетический подход Ч.К. Тойча позволяет, анализируя факты биографии, как самого человека - его раннего детства и особенностей его воспитания, так и факты биографии его родственников, выявлять устойчивые, повторяемые стереотипы поведения, семейные проблемы и конфликты, своеобразный "генетический код".
Автор утверждает, что человек - во многом жертва генетического кода и проблем своих предков, он невольно повторяет их ошибки и нерешенные проблемы. И если эти проблемы не будут решены данным человеком в его жизни, они неминуемо передадутся его детям, внукам и далее. Ч.К. Тойч доказал своей терапевтической практикой на протяжении 30 лет, что ОВН, а следовательно, и судьба человека может быть изменена путем понимания и сознательно направляемой систематической деятельностью по реализации программы усовершенствования – точного пошагового плана преодоления нежелательного семейно-генетического кода, повышения продуктивности жизни, работы над собой, улучшения здоровья.
С учетом того, что автор данной теории имеет существенный авторитет в определенных кругах, а его книги с трудом можно найти в пространстве сети Интернет, хочется обратить на эту теорию некоторое внимание.
В следующей теории развитие сводится к прямому влиянию воздействий, исходящих из среды. Теория особенно отчетливо сформировалась в бихевиоризме (понимание человеческого поведения, как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов на воздействие внешней среды). Основным в развитии личности здесь считается расширение репертуара поведения, которое достигается путем научения. Родоначальник бихевиоризма Джон Уотсон провозгласил: "Человек таков, каким научился быть". Значит, механизм развития личности – научение.
Бихевиористский подход позволяет судить о развитии личности, как результате взаимодействия с окружающей средой, из которой она усваивает наиболее приемлемые в обществе модели поведения. Положительной стороной этой теории является признание решающей роли воздействия среды в психическом развитии. В теории впервые был представлен условно-рефлекторный механизм развития психики.
Существенной отрицательной стороной теории является то, что она упускает тот важнейший факт, что развитие психических процессов всегда связано с появлением качественных новообразований. Эта теория обедняет научный подход к развитию, игнорируя реальные богатства данного процесса, но вместе с тем, в ней есть рациональные теоретические положения.
Более подробно следует остановиться на гуманистической теории развития Абрахама Маслоу. Данная теория представлена взглядами многих психологов. В ней основы развития личности определяются в форме личностного роста, самоактуализации, саморазвития. Суть теории: каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности ряда уровней по мере личностного развития.
В соответствии с теорией А. Маслоу, все мотивы человека можно разделить на две глобальные категории: дефицитарные (д-мотивы) и мотивы роста (б-мотивы). Д-мотивы являются стойкими детерминантами поведения, способствуя удовлетворению дефицитарных состояний (голода, холода и т. п.). Их отсутствие часто вызывает дискомфортные состояния и болезни. Д-мотивация нацелена на изменение неприятных, фрустрирующих, вызывающих напряжение условий. Мотивы роста (называемые также метапотребностями), имеют отдаленные цели, связанные со стремлением личности актуализировать свой потенциал. Они обогащают жизненный опыт, расширяют кругозор, не уменьшая, как в случае с д-мотивами, а увеличивая напряжение.
Разобрать теоретические положения данной теории можно на основе материала, который имеется в открытом доступе. Мы же обратим внимание на самый высокий уровень в предложенной А. Маслоу иерархии потребностей - уровень самоактуализации и его основные характеристики.
Самоактуализация чрезвычайно редкое явление. Её достигают, по мнению А. Маслоу, менее одного процента людей. Хотя в теории может достичь каждый. Данный уровень характеризуется: полным, более эффективным принятием и восприятием реальности, комфортным отношением к ней; принятием других, себя, природы какими они есть; профессиональной увлеченностью любимым делом, ориентацией на него; автономностью, независимостью от социальной среды, культуры, окружения, самостоятельностью суждений; пониманием других людей, вниманием, доброжелательностью; постоянной новизной, свежестью оценок, восприятия, открытостью новому опыту; различением цели и средств, зла и добра; спонтанностью поведения, его естественностью, наличием юмора, непосредственностью, простотой; направленностью на саморазвитие, проявлением способностей, потенциальных возможностей, самоактуализирующим творчеством в работе, любовью к жизни, людям, природе, себе; умением центрироваться на проблемах; опытом вершинных, или мистические переживаний (моменты умиротворения, блаженства и спокойствия); наличием общественного интереса; глубокими межличностными отношениями; демократичным характером (отсутствие предубеждений); креативностью (способностью к творчеству); сопротивлением окультуриванию (умение находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную внутреннюю независимость от нее); готовностью к решению новых проблем, к подлинному пониманию своих возможностей.
Данная теория заслуживает внимание. Не просто так, она изложена во многих учебниках психологии, социологии, менеджмента, управления персоналом и др. В одном из следующих разделов сайта отдельные характеристики личности, встающей на путь самоактуализации, который в том числе связан и с духовным развитием человека, будут рассмотрены более подробно.
Еще одна теория на которую следует обратить внимание, это теория развития в экзистенциональной психологии. Основной её представитель Ролло Мэй. Её особенности состоят в следующем: моделью саморазвития в данной теории выступает активное, субъектное достижение совершенства; в основе личностного роста лежит взаимосвязанная цепь жизненно важных решений, ответственных выборов, что неизмеримо сложнее фатальной реализации врожденного личностного потенциала; экзистенциальная психология личности ориентирована на будущее, а не на прошлое; развиваясь, двигаясь вперед, согласно теории, личность делает усилия, преодолевает трудности, учится на собственных просчетах; важнейшей целью экзистенциальной психологии является поиск путей достижения личностью аутентичности, соответствия ее существования подлинной внутренней природе (аутентичный жизненный путь предполагает целостное творческое самоосуществление, согласованность, непротиворечивость).
Во многом теоретические положения данной теории пересекаются с теоретическими положениями гуманистической теории развития личности.
И коротко о теории, которой также стоит уделить внимание, несмотря на то, что в психологии развития она широко не представлена. К ней относится теория интенциональности Шарлотты Бюлер.
Суть теории: в основе природы человека лежит бессознательное намерение ("интенция"), которое проявляется в действиях и выборе человека для достижения цели; человеческая жизнь характеризуется четырьмя базисными тенденциями: удовлетворением потребностей, адаптивным самоограничением, творческой экспансией, установлением внутренней гармонии. В разные периоды жизни преобладает одна из них.
Как было отмечено выше, теорий развития много. На отдельные из рассмотренных выше, по мнению автора, стоит обратить внимание.
Три пути ведут к знанию: путь размышления - самый благородный, путь подражания - самый легкий, и путь опыта - самый горький