О эволюции сознания

Особенности развития сознания человека, основные типы формирования сознания личности

image altimage alt


Эволюция Сознания, является базовым аспектом человеческого бытия. Это смысл и конечная цель человеческой жизни, независимо от того, осознаёт это человек или нет

В предыдущем подразделе были рассмотрены основные положения об эволюции в целом. В нём обращалось внимание на важность развития сознания человека в ходе своего развития. В имеющихся источниках о прогрессивной трансформации сознания, можно найти информацию по рассматриваемой теме, но она несколько разнится. Здесь будут представлены теоретические положения, которым, по мнению автора, стоит уделить внимание. Хотя, каждый сам вправе формировать взгляд на данный предмет.

Поскольку эволю­ция – это, в первую очередь, изменение информации, поэтому пер­вым вектором в эволюционном движении, исходящим из начального информационного состояния, будет вектор глубины новой информации (r Δ см. рис. 1).

Теперь, для дальнейшего развития живого требуется необходимое количество новой информации, которая сможет обеспечить возрастающую потребность в ней. Это отразится во вращении вектора (r Δ) вокруг точки исходного состояния (точка отсчета). Таким образом, из плоскости информации выбирается вся, соответствующая глубине новой информации (вектор r Δ) необходимая для дальнейшего развития и образования новых форм живого, информация (рис. 2).





image alt

Развитие новых форм живой материи требует перехода данного количества информации в новое качество, и этот процесс идет не резко, скачками, а согласно закону эволюционного развития на Земле – плавно. Поэтому плоскость новой информации, образованная вектором глубины информации (r Δ), будет как бы постепенно приподниматься над уровнем исходной точки отсчета, принимая вид винтовой линии. В этом подъеме h отражается переход количества новой глубины информации в ее новое качество, при ее полном освоении и приня­тии для дальнейшего необратимого развития живого (рис. 3).

Это очень важный момент, т.к. отсутствие такого подъема пре­вращает эту винтовую плоскость в круг с вытекающими из это­го последствиями, в частности: останавливается развитие живо­го, проявляющееся в различных внешних формах; образовывается догматический, косный подход к жизни; человек становится неспо­собным принимать новую информацию о жизни. Как след­ствие этого, – происходит подчинение нового старому, живой
материи – законам косной материи, изучение первой – исходя из законов, присущих второй. В.П. Казначеев отмечал, что диссиметрия знании о косном и живом веществе имеет тенденцию к увеличению.

Обратимся вновь к рис. 3. Из него видно, что эволюцион­ный процесс – это движение живого в пространстве информации по спирали. Рассмотрим, какая форма спирали этого процесса должна быть при правильном поступательном эволюционном движении. Одно из требований эволюции – это постоянное изме­нение информации и усложнение форм. Хорошо об этом процессе написал в сво­ей работе "Дух, Душа, Тело" архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий): "Мир имеет свое начало в любви Божией, и если людям дан закон: "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный", то, конечно, должна быть дана и возможность бесконечного со­вершенствования этой заповеди, возможность бесконечного совер­шенствования духа".

image alt
image alt

В определении эволюции в конце предыдущего подраздела оговаривается, что дух является первоисточником и определяющим началом эволюции. Высказывания архиепископа Луки помогают осознать бесконечность эволюционного процесса как следствия вечного существования духа и бесконечного ряда форм его совершенство­вания.

Но люди, в большинстве, этого не знают или сами себя ограничивают в своем эволюционном совершенствовании из-за: 1) незнания, что эволюция есть естественная внутренняя потребность человека, его духовной составляющей; 2) невольного и неосознанного влияния приоритета знаний о косном над знаниями о живой материи; 3) выбора человеком движущей силой в своей жизни насилия, желания, страсти, подавления, силового воздействия; 4) склонности к консерватизму, догматизму и нежеланию менять себя.

А развивать сознание можно бесконечно. И чем дальше человек выходит за рамки обыденного восприятия, тем больше удивляется тому, что находится за его границами. Хорошо по этому поводу представлена позиция нашего великого ученого В.М. Бехтерева в его статье "Сознание и его границы". А. Эйнштейн такую точку зрения выразил в короткой цитате.

image alt

Все это в совокупности позволяет выделить еще четыре основных типа эволюционных процессов, характерных в настоящее время для людей. Первый тип (рис. 5). Человек эволюционировал с момента зарождения на Земле, дошел до какого-то определенного информационного уровня и посчитал, что всё он уже познал, и себя, и окружающий мир, и нового уже ничего не будет. Таким образом он уже не принимает новой информации, и тем более не происходит у него качественного нового изменения.

Он продолжает двигаться по кругу. Постоянная смена проблем, причём одного и того же плана, бег от болезней, которые периодически сменяют друг друга и т.д. Постепенно человек в таком состоянии загоняет себя в угол и пытается найти внешний источник, кото­рый помог бы ему в решении его проблем.

И таких источников множество вокруг нас, они зазывают, привлекают к себе, рекла­мируя себя: "Ваши беды - наши проблемы". Все эти внешние средства помощи только закрепляют движение человека по кру­гу, лишая его возможности заглянуть вовнутрь себя и раскрыть свой потенциал. Они искусно направляют человека на остановку в эволюционном развитии.

image alt

Второй тип (рис. 6). Человек так же, как и в предыдущем варианте, дошел до какого-то информационно-духовного раскрытия себя и сделал вывод, что самое главное – жить для себя, а сила является главным движущим фактором жизни, а любовь – это любовь к исполнению своих желаний, прихотей, страстей.

В этом случае человек отказывается от движущей силы в эволюционном про­цессе – любви – и идет против своего духа, образуя обратный процесс эволюции (инволюционный). Здесь происходит постепенная деградация личности человека, перевод всех поло­жительных, наработанных прежде качеств, в негативные черты ха­рактера и отрицательные способности.

image altimage alt

Третий тип (рис. 7). Человек, как и в предыдущих вариантах, доходит до какого-то этапа информационно-духовного раскрытия себя, продолжает работать дальше над собой, проводит качественный анализ всей деятельности и стремится к любви, гармонии. Но не осуществляет нужной глубины познаний мира, т.е. глубина знаний о Мироздании, о себе остается почти на одном уровне за счет того, что что-то новое он все-таки пассивно принимает. Графически это отражается так, что эволюционный конус превращается в цилиндр, пассивное принятие требований эволюции превращает движение по расширяющемуся конусу в движение по цилиндру с постоянным радиусом. Такая схема, например, соответствует развитию человека в какой-то одной традиции.

Получается, что человек как бы насильно движется за эволюционным процессом, за эволюционными требованиями по преобразованию себя. Не имея истинных знаний и понятий, но ощу­щая естественную потребность духа, стремление к любви, к Богу и доверясь любви, считая ее основополагающим и определяю­щим моментом в решении всех вопросов, проблем, человек приходит к этому типу эволюционного движения. Такой тип наглядно показывает на необходимость постоянного познания окружающего мира и законов Мироздания. Остановка такого процесса негативно влияет на развитие человека, лишая его бо­лее полного духовного совершенствования.

Четвертый тип (рис. 8). Человек также доходит до какого-то определенного уровня раскрытия себя и познания мира и считает, что все необходимое для дальнейшего духовного развития ему уже известно и познавать новое не имеет смысла. Это про­исходит по двум причинам: первая – знания о мире, о человеке для него уже несущественны и не главные; вторая – мир невозможно познать, это недоступно сознанию человека.

Опираясь на один из этих моментов, человек стремится к духу, к Богу, но степень раскрытия его информационно-духовного потенциала не соответствует эталону, предъявляемому требованиями эво­люции. На рисунке это отражается, как переход конуса в проти­воположный ему.

Подводя итог, необходимо отметить что эволюция сознания это важный процесс. Он связан с совершенствованием форм и движения всего живого в пространстве и во времени, это то, что движет и поддерживает саму жизнь. Этот процесс никогда не за­канчивается и будет продолжаться вечно. Вечный эволюционный про­цесс имеет направление на гармонию и любовь. Только при соблюдении этого условия, возможно движение вверх по спи­рали, вплоть до Божественного уровня.

lang="en">

Сознание - это маленький остров посреди великого океана возможностей человеческой психики, о границах которого мы не знаем ничего

Уильям Джеймс