Развитие психики в филогенезе и онтогенезе, самосознание, как предмет исследования, его основные компоненты
Самосознание не есть самостоятельное явление психики. Оно - то же сознание, только с иной направленностью ... Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность И.И. Чеснокова
В психологии различают развитие психики в филогенезе (в течении протяжённого исторического периода) и онтогенезе (в течении жизни человека). Развитие психики в филогенезе включает в себя: развитие сенсорики; перцептивных процессов; развитие интеллектуальных действий, сознания человека, развитие самосознания личности, как значимого и приоритетного компонента психики. И здесь уместно задаться вопросом. А у многих ли людей сформировано самосознание так, как это представляют ученые и какую роль оно играет в развитии человека?
Представляется целесообразным разобрать сущность и содержание данного компонента с позиции мнения ряда исследователей, которые рассматривали данную категорию в своих научных работах.
В данном разделе не ставится задача осуществить полноценный анализ большинства существующих работ, рассматривающих данный предмет, но на взглядах отдельных учёных представляется целесообразным остановиться, так как рассматриваемая категория является важным элементом в системе саморазвития.
Доктор медицинских наук Л.П. Гримак считает, что сознание ориентировано во внешний мир, а самосознание – внутрь человеческой психики. Можно говорить о том, что и сознание, и самосознание призваны совершенствовать основное и главное предназначение человека – его внешнюю созидательную деятельность.
И если сознание, познавая мир, делает более гибким, целесообразным и эффективным внешненаправленную деятельность, то самосознание, обращённое внутрь физической и психической сущности человека, стремится повысить эффективность и надёжность человека как системы, действующей в предметном мире. Вот почему совершенствование человека как самоорганизующийся и самопрограммирующейся личности возможно только при одном условии – непременном развитии самосознания. Поскольку же совершенствование человека возможно только в человеческом обществе, функция самосознания всегда социальна.
Структура самосознания по И.И. Чесноковой представляет собой неоднородное архитектурное образование. Как устойчивая установка индивида по отношению к себе она включает в себя три взаимосвязанных компонента: когнитивный, отражающий самопознание индивида; эмоциональный, выражающий его самоотношение (самооценку); поведенческий, отражающий саморегуляцию индивида.
Таким образом, И.И. Чеснокова понимает самосознание как единство трех сторон: познавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самоотношение) и действенно-волевой (саморегуляция).
Доктор медицинских наук Л.П. Гримак считает, что самосознание как вершина человеческой психики включает следующие три тесно взаимосвязанных компонента: самопознание, самоконтроль (саморегуляция), самосовершенствование. Конструкция не во многом отличается от мнения И.И. Чесноковой. Самопознание, по мнению Л.Г. Гримака, в свою очередь, складывается из самонаблюдения и самооценки.
Самонаблюдение имеет две стороны. Первая – направлена вовне: человек как бы со стороны наблюдает за своей практической деятельностью, соотнося ее результаты со своими целями и установками, а также с общественными интересами и целями. Вторая – направлена внутрь, в своё «Я». Здесь самонаблюдение выступает как средство познания человеком собственной психики, её индивидуальных особенностей, её нацеленности на решение задач, которые человек ставит перед собой и которые общество ставит перед человеком.
Только такая двойственная ориентированность сознания – во вне и на себя – позволяет человеку знать и самого себя, и внешний, объективно существующий мир, сверять степень согласованности своих мыслей и поступков с закономерностями, тенденциями и требованиями объективного мира, коллектива, общества. Самооценка позволяет правильно оценить своё духовное и физическое состояние, свои отношения с внешним миром, другими людьми.
Самооценка является непременным условием реализации следующих двух важных этапов самоуправляемого поведения: самоконтроля (саморегуляции) и самосовершенствования. Именно самооценка позволяет человеку критически относиться к самому себе, постоянно соотносить свои возможности и способности с требованиями, предъявляемыми жизнью, эволюцией, выработать умение ставить перед собой реальные цели, отказываться от необоснованных притязаний, предположений, гипотез, вовремя отказаться от каких-то поступков, если стало ясно, что они бесполезны, а тем более ошибочны, вредны.
Самооценка собственного "Я", влияя на направления мыслей, чувств, поведения и деятельности, социальна по своей природе. Первые навыки самооценки прививаются человеку уже в раннем детстве и непрерывно поддерживаются и совершенствуются всеми сторонами общественного бытия. Самооценка, как таковая, будучи субъективной, не может служить достаточным основанием для самоуправляемого поведения. Она обязательно должна перепроверяться путем сопоставления своего поведения и его результатов с объективными обстоятельствами и с оценками других людей, коллектива, общества.
Самоконтроль (саморегуляция) – это самоуправляемое поведение. Степень самоконтроля, управления самим собой у каждого человека неодинакова в разные возрастные периоды жизни. Неодинакова степень сомоконтроля и у различных людей, так как индивидуальные способности к самопознанию и самооценке чрезвычайно различаются. Формирование способности к самоконтролю требует постоянного присутствия волевого начала в поведенческих актах человека.
«Самоконтроль, - считает Т. Шибутани, - это сложная форма поведения, которая связана со способностью взглянуть на себя «со стороны», сформировать, с точки зрения других, "Я"-образ и приспособиться к их предвосхищаемым действиям». Именно в способности человека к самоконтролю обнаруживается уровень его социального развития. Осуществление самоконтроля призвано держать человека в рамках общественных требований и связано с постоянным преодолением противоречий между личными желаниями, предпочтениями и социальными обязанностями, моральными нормами, общепринятыми в данном обществе. Таким образом, самоконтроль является главным условием самосовершенствования.
Мнения иных авторов о самосознании, во многом схожи с представленными. И в ключе рассматриваемой темы, связанной с развитием человека, представляется целесообразным придерживаться мнения Л.П. Гримака о самосознании человека. Единственное, данные структурные элементы видится правильным рассматривать в более широком аспекте.
Так, например, когда ведется речь о самопознании, к изложенному выше, в контексте развития личности, представляется важным обратить внимание на изучение себя, своей энергоинформационной структуры, умении управлять ею, возможности контактировать с таким структурным элементом своей психики, как подсознание и др.
Обычный человек, как правило, на начальных этапах своего развития не контактирует с данной субстанцией и обладает мышлением, которое Дж. З. Найт называет бинарным (binary mind). Это состояние, когда сознание человека не контактирует с подсознанием. Когда же в процессе работы над собой устанавливается такая связь, речь идет о сформированности аналогического мышления (analogical mind). Наличие интуиции во многом связано именно с этим.
Самоконтроль и саморегуляцию видится необходимым распространить также и на отдельные элементы психики. Такие, как мысли, эмоции, поведение. Это важный момент. Такой раздел клинической медицины, как "Психосоматика" уже выявил некоторые зависимости между психоэмоциональными реагированиями и заболеваниями. Ряд дисфункций организма сегодня относят именно к такому роду проявлений ("психосоматическая" или "чикагская семёрка"). И высока вероятность, что с развитием данного направления, указанный перечень может быть расширен.
Ну и конечно наиболее важный элемент - "самосовершенствование". Это всесторонняя работа над собой. Становление себя в социуме, с параллельной работой на внутреннем плане. Приведение в гармонию трех составляющих, которым уделялось внимание в древности - духа, души и тела. В современных учениях терминология несколько поменялась и речь ведется о гармонизации информации, энергии и телесной составляющей человека. Но содержание остаётся прежним. Данные элементы, наряду с иными структурными компонентами психики человека будут рассмотрены в одном из следующих подразделов.
Самосознание даёт нам возможность учиться как на своих ошибках, так и на своих успехах. Это позволяет вам продолжать расти