Основные направления развития личности 4

Развитие человека в пространстве культуры и пространстве цивилизации, качественные характеристики саморазвивающейся личности

image alt

Предыдущая страница

16. Наличие трансперсонального опыта. Под трансперсональным опытом чаще всего имеют ввиду: необычные состояния сознания, экстатические религиозные состояния, состояния связанные с выходом сознания за пределы пространства и времени, выход психики за пределы человеческого естества и др.

Среди известных психологов, изучавших такие явления были: К. Юнг, У. Джеймс, А. Маслоу и др. К современным специалистам, всесторонне изучавшим указанные состояния можно отнести: Чарльза Тарта, Кена Уилбера, Станислава Грофа и др. Сегодня на западе сформировалось целое направление - трансперсональная психология, уделяющая серьёзное внимание данным явлениям и их исследованию. В восточных психодуховных практиках достижению таких состояний отводят большое значение.

Примечательно, что давая характеристики самоактуализирующейся личности, А. Маслоу выделял присущие ей такие феномены. В их число он включал "не только высшие и позитивные состояния сознания и личности, такие как превосхождение потребительского отношения к жизни, верхние пределы эго, установки противостояния атомистическому мировоззрению и т.д., но также концепцию ценностей (вечных истин), которая есть часть расширившего свои границы "Я"".

Стоит отметить, что в такие состояния можно входить с определённой периодичностью, если человек практикует некоторые энергетические техники, аутогенные тренировки, холотропное дыхание, космоэнергетику, цигун, йогу и др.























image alt

17. Созидательная деятельность, помощь другим в развитии. У человека, достигающего более высокого уровня развития своего сознания или той же самоактуализации, уходят из приоритета уровни, связанные с реализацией потребностей на начальных этапах развития. У такого человека отсутствуют качества, присущие личностям, находящимся под воздействием гун тамаса и раджаса. При этом основные характеристики такого человека соответствуют пятому уровню развития в соответствии с лекцией И. Котельниковой.

Одна из основных характеристик здесь - дальнейшее развитие себя и помощь в развитии другим. Естественно, без навязывания тех или иных учений, но с предоставлением информации о них, с той лишь целью, что если не сегодня, то в последующем сработает принцип "знание по сознанию" и человек будет готов выйти из зоны комфорта для расширения спектра своего восприятия, способностей и движения выше по спирали неизведанного, в целях эволюции своей души.






















image alt

18. Отсутствие страха смерти. Данная характеристика обусловлена рядом рассмотренных выше. Она связана и с наличием трансперсонального опыта, и с ощущением принадлежности к этому миру через осознание его Законов, и с чувствованием "тонкого плана" и др. А если есть такой опыт, пережитой человеком и устоявшееся осознания себя в первую очередь душой, то о каком страхе может быть речь?

Нет страха, есть понимание и знание способов действий для совершенствования себя. При этом высвобождается энергия, которая не тратится на различные переживания и страхи, которые у многих людей крутятся в голове, гиперболизируются, а в ходе частого их повторение (страх за себя, за будущее, за детей и др.) смещаются в область подсознания, перерастая в различные фобии, сковывающие эволюционное развитие и не дающие свободно двигаться вперёд.

image alt

19. Холистическое мышление. Холизм - это концепция, которая лежит в основе холистического мышления. Она предполагает понимание системы как взаимосвязанного и взаимодействующего целого, где каждая его часть имеет свое значение и влияние на остальные элементы системы. Холизм подразумевает, что человек и окружающий мир являются частями одной большой системы, и понять эту систему возможно только через понимание взаимосвязей и взаимодействий ее элементов.

По мнению А. Маслоу, "холистичный способ мышления и понимания совершенно естествен, естествен до автоматизма для здоровых, самоактуализированных людей и, напротив, чрезвычайно труден для менее развитых, менее зрелых, менее здоровых представителей рода человеческого".

"Человек, мыслящий холистично, старается как можно точнее и правдивее воспринять реальность. ... исследует проблему со всей возможной тщательностью, оставляя за ней право на уникальность и особость. Он пытается выведать ее тайну, распознать её внутреннюю природу".

Холистическое мышление - это способ мышления, который рассматривает человека и окружающий мир как неразрывную систему, где все элементы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. В отличие от аналитического мышления, которое разбивает систему на составляющие части для изучения каждой из них отдельно, холистическое мышление пытается понять и увидеть систему в целом, исследуя ее связи и взаимодействия. Холистическое мышление - это целостное восприятие всех элементов системы и действующих на нее факторов (внутренних и внешних) и определение того, как взаимодействует их совокупность.

image alt

20. Способность давать полезные, мудрые советы. Указанная характеристика вытекает из синтеза всех приведенных выше. Человек, прошедший определённые уровни развития, расширивший своё сознание, продолжающий эволюционировать, имеющий в преклонном возрасте высокий энергетический потенциал, остроту мышления, не обращающийся к врачам, умеющий решить проблему другого человека с применением соответствующих знаний, как правило заслуживает уважение со стороны других людей. К таким людям тянутся, стараются получить от них совет и рекомендации.

Если брать восточные традиции, то представители отдельных из них считают, что на определённом этапе самосовершенствования человек должен встретить своего учителя, от которого он получает знания, о которых не принято говорить в академическом пространстве, но которые помогают подняться в своём развитии намного выше существующего уровня.























lang="en">

Я – не то, что со мной случилось, я – то, чем я решил стать

Карл Густав Юнг