Развитие человека в восточных традициях

Психодуховные учения востока, особенности развития человека в восточных традициях (йога, цигун, суфизм)

image alt

При желании развиваться полноценно и всесторонне, вряд ли получится не обратить свой взор на данную область знаний. Если К.Г. Юнг акцентировал внимание на том, что для всестороннего развития надо учитывать как экстравертированное западное, так и интровертированное восточное мышление, то представляется правильным прислушаться к данной точки зрения, с учетом авторитета упомянутого психолога и количества затрат того времени, которое данный ученик З. Фрейда потратил на исследования области психического.

Теоретические положения востока о развитии человека изложены во многих психодуховных учениях. К ним можно отнести: йогу, дзен-буддизм, суфизм, цигун и др. Отдельным из этих направлений будет уделено внимание ниже в соответствующих подразделах ресурса. Здесь же мы коснёмся основных особенностей восточных концепций с опорой на индийскую традицию.

Надо отметить, что несмотря на то, что западная психология образовывалась, как наука о душе, найдётся не много источников из которых можно получить по данному предмету поверхностную информацию. В восточной же психологии духовной сути человека уделяется пристальное внимание. И представители упомянутых выше учений, в большей степени могут претендовать на экспертов в данном вопросе.

Многие психодуховные учения направлены на развитие человека и включают: весомые концепции и эффективные методики личностного и духовного развития; комплексные виды терапии, способные оказывать психологическое, физиологическое, психотерапевтическое, энергетическое воздействие на человека и др.

Знание     восточной    психологии... формирует    необходимую    основу для критического   и   объективного рассмотрения западной психологии
Карл Юнг

В чем же состоят особенности восточных психодуховных учений? В своём большинстве они делают акцент главным образом на экзистенциальных и трансперсональных уровнях, уделяя мало внимания различным патологиям. В их источниках содержатся подробные описания различных состояний сознания, уровней развития и ступеней просветления, которые выходят за рамки традиционных западных психологических схем. Многие из них притязают на обладание приемами, с помощью которых можно вызвать такие состояния сознания.

Каждая из этих традиций указывает на бесполезность и неразумность такой ситуации, когда внешней форме уделяется большее внимание, чем внутренней функции. В основе этих учений, как и их западных аналогов, лежит внимательное изучение человеческого опыта. В течение веков они обобщали эмпирические наблюдения за тем психологическим, физиологическим и духовным воздействием, которое оказывают разнообразные идеи, установки, модели поведения и упражнения на человека.

Эти многовековые психологические системы сохраняют свою актуальность, продолжая изменяться и развиваться. В отличие от них, западные психологи, как правило, рассматривают развитие человека с точки зрения укрепления его эго: достижение большей независимости, самостоятельности, самореализации в социуме, избавление от невротических процессов и оздоровление психики.

Одна из особенностей - для восточной психологии толпа, общество не является критерием. Критерием является раскрытие своей истинной природы. На востоке считают, что пока вы этого не сделали, вы являетесь неполноценным.

Для западной психологии критерием является общество. Большинство не верят, что есть такая субстанция, как внутренняя сущность человека (душа). Западная психология является всего лишь терапевтической, это часть медицины. Она пытается помочь подрегулироваться, но она не позволяет выйти за пределы обычного человеческого естества.

Восточные усилия направлены на то, что бы выйти за пределы человеческого ума, который в целом, считается деструктивной составляющей. На западе, ум не является болезнью, ненормальной личностью считается личность, которая вышла за пределы этих рамок. На востоке считают, что пока вы не сможете достичь чего-то, что лежит вне вас, ваша жизнь является бессмысленной.

Для восточной психологии существует положительная цель. Вы можете быть не только счастливыми, вы можете испытывать блаженство (не материальное а на уровне высшего «Я» - Сат-Чит-Ананда). Западная психология хотя и заявляет, что работает с личностью и умом человека, на самом деле, по мнению ряда специалистов, не имеет четкой их концепции. На востоке более полно и тщательно раскрыта психодуховная структура человеческого естества.

image alt
image alt

Указанные системы отличаются от большинства западных теорий личности повышенным интересом к ценностям, моральным вопросам и акцентом на целесообразности жизни в соответствии с определенными духовными нормами.

Стоит согласиться с Робертом Фрейджером и Джеймсом Фейдименом, авторами книги "Личность. Теории, упражнения, эксперименты", что восточные концепции трансперсонального роста и западные концепции укрепления эго могут быть скорее взаимодополняющими, чем противоречащими друг другу. И здесь их позиция полностью совпадает с мнением К. Юнга на которое был сделан акцент выше и чья цитата приведена вначале страницы.

Приведенного материала может оказаться вполне достаточно, что бы сформировать общее представление о восточных психодуховных учениях. Пройдя по ссылкам подразделов ниже, можно ознакомиться более подробно с сущностью и содержанием таких учений, как йога, цигун, суфизм.

image alt

Йога и её основные представители, ступени йоги, материальные страдания, препятствия на пути развития, три гуны материальной природы

image alt

Сущность цигун, его основные виды и типы, базовые понятия
концепции У-син

image alt

Суть суфизма, его основные принципы, связь с исламом, виды знания в традиции, основные представители

lang="en">

Верования и  идеалы, присущие этим культурам, обогащают наши представления  о том, что значит  быть человеческим существом

Джеймс Фэйдимен