Н.Я. Грот: теоретические вопросы философии и
психологии личности (2)

image alt

Предыдущая страница

Анализ и синтез понятий психического оборота и познавательной деятельности,
развития и усложнения психических явлений как путь к изучению личности


Движение Н. Я. Грота от философии к психологии характеризуется последовательностью, постепенным переходом от простых к более сложным психическим явлениям. Первым предметом его философско-психологических исследований стали ощущения и чувства, а последним - именно личность, ее вершинность и вечность. Поэтому важно проследить начало этого пути, который был связан с изучением познавательной и чувственной сферы личности.

Мы воспользуемся при этом историко-биографическими работами украинского психолога М. Д. Бойправ, в которых подробно, впервые в современной украинской науке исследованы психологические взгляды Н. Я. Грота, приведены и проанализированы его избранные произведения [12; 13]. Мы, с любезного разрешения Марии Дмитриевны, ограничимся именно этими работами, чтобы показать становление основных идей Н. Я. Грота, которые постепенно привели его к изучению личности. Анализ этих работ свидетельствует о том, что именно Н. Я. Гроту принадлежит одно из первых мест в отечественной психологии в систематизированном понимании феномена личности.

Интересно также его исследование сновидений, проведенное в нежинский период научного творчества [см. 13, с. 40-45]. Результаты этого исследования он представил в докладе на годичном акте Нежинского института 30 августа 1877 года и изложил в специальной работе "Сновидение как предмет научного анализа" [см. 13, с. 40 - 45]. В этот период закладывается научный подход Н. Я. Грота к психологическому исследованию, для которого свойствен историзм, позитивизм, всесторонний логический анализ и обобщение, синтез и систематизация философских, психологических, биологических данных и особенно - реальных фактов поведения людей, как здоровых, так и с различными патологиями.

Он рассматривает сновидения как "спорадические, продолжающиеся или начальные проявления сознания во время сна", являющиеся "результатом прошлой или настоящей психической жизни организма, временами случайной связью с будущим. По своему содержанию сновидения не содержат ничего нового, кроме прошлого опыта человека, однако, по форме в них все явления искажаются, увеличиваются или уменьшаются, изменяется последовательность, форма сочетания элементов.

Построение сновидений имеет характер случайный и бесконтрольный. А поэтому одни комбинации являются гениальными, другие - ерундой. Большинство из них отличаются огромной скоростью, интенсивностью протекания различных психических функций (восприятия, воображения, мышления, памяти) [см. 13, с. 41- 44].

Полученный при изучении сновидений опыт позволил Н. Я. Гроту перейти к исследованию чувств, результаты которого отражены в статье "Классификация чувств", опубликованной в 1878 году в Париже на французском языке в журнале, редактором которого был Т. Рибо. Оригинальной в этой статье была идея о значении движений в психической деятельности человека. Считается, что под влиянием этой идеи Н. Я. Грота Т. Рибо написал позже, в 1879 году, свою работу "О движениях и их психическом значении". Заметим, что эта идея, созвучная также взглядам И. М. Сеченова, утвердилась позднее не только во французской, но и в отечественной психологии восприятия, особенно в представлениях о восприятии А. В. Запорожца и в теории деятельности А. Н. Леонтьева [15].

Значительной насыщенностью новаторскими идеями характеризуется первая фундаментальная работа Н. Я. Грота "Психология чувств в ее истории и главных основах" (1879 - 1880), ставшая его магистерской диссертацией. В ходе всестороннего исторического и психологического анализа и синтеза ощущений ученый выдвигает принципиальные положения о классификации психических явлений, о природе, развитии и типах чувств, эмоциональных переживаний. Фактически, речь идет о теории чувств, в которой освещаются такие их стороны, как сущность, генезис, структура, функции, классификация, взаимосвязь с различными психическими явлениями [см. 13, с. 46 - 50].

Центральным в теории чувств выступает "принцип психического оборота", которым определяется единство чувственного, преобразующего и двигательного компонентов психической деятельности. Согласно этому принципу, психический оборот заключается во внутреннем взаимодействии указанных компонентов. В ходе такого взаимодействия внешнее движение, направляясь навстречу предмету, вызывает внешние впечатления, которые порождают внутренние изменения, на основе которых формируется внешнее движение и т. д. То есть психический процесс начинается с внешних движений и впечатлений, которые превращаются во внутренние впечатления или чувства, которые порождают чувство внутренних волевых устремлений, и снова вызывают внешние движения и действия. Таким образом, Н. Я. Грот пытается утвердить тесную связь между психологией и физиологией, найти, по выражению Б. Г. Ананьева, "психологический аналог физиологической теории И. М. Сеченова об отражающей деятельности мозга" [13, с. 50 - 51].

Вместе с тем, нельзя не заметить, что понятие психического оборота значительно превосходит понимание "рефлекторной дуги" И. М. Сеченова и И. П. Павлова, оно выступает предтечей "рефлекторного кольца" Н. А. Бернштейна и "функциональной системы" П. К. Анохина. Интересно, что Н. Я. Грот дополнительно вводит понятие общего психического оборота деятельности человека, осуществляемого в течение суток и состоящего из ряда отдельных, частных оборотов, которые имеют свое начало, течение и конец и могут переходить друг в друга. В этом можно увидеть элементы системного представления о психической деятельности, которое сформируется в науке лишь через несколько десятилетий.

Ученый определяет структуру психического оборота, как механизма психической деятельности человека, в котором им выделяются четыре момента или фазы [см. 13, с. 51 - 52].

1. Внешнее впечатление на организм, или момент объективной восприимчивости, которому отвечают ощущения как первичные образования, и представления, понятия или идеи - как осложненные психические явления.

2. Переработка этого внешнего впечатления во внутреннее, или момент субъективной восприимчивости - чувство удовлетворения или страдания, удовольствия или волнения.

3. Вызванное этим внутренним впечатлением такое же внутреннее движение, или момент субъективной деятельности - стремление, желание, хотение.

4. Внешнее движение организма навстречу предмету или момент объективной деятельности - движения, действия, поступки [1, с. 440].

Принципиальным является положение Н. Я. Грота о генетических последствиях осуществления психического оборота, психической деятельности, поскольку ни один оборот не исчезает бесследно после своего окончания, а развивает "психическую организацию" человека, постепенно усложняет ее.

Следует отметить еще одно важное нововведение выдающегося философа и психолога, которое состоит фактически во включении в научный словарь содержательного понимания понятия психологической деятельности в двух ее видах, таких как субъективная внутренняя деятельность (стремления, желания, хотения) и объективная внешняя деятельность (движения, действия, поступки). Деятельность осуществляется на основе прохождения полного психического оборота. Он предлагает оригинальную классификацию психических явлений, в контексте целостного представления о психической деятельности, и направлений их усложнения.

Исходя из разделения деятельности на внешнюю и внутреннюю, Н. Я. Грот предлагает также классификацию ощущений, которая будет интересна и современному психологу.

Отличительной особенностью этой классификации чувств, которая, к сожалению, остается незамеченной современными специалистами, является то, что ощущения в понимании Н. Я. Грота образуют не отдельный класс элементарных психических явлений, а через взаимосвязь, дифференциацию и интеграцию внешней и внутренней деятельности, охватывают весь диапазон отражения человеком внешней и внутренней действительности. Заметим, что при этом ощущения носят очевидно личностный характер, поскольку принадлежат субъекту внутренней и внешней деятельности, то есть личности в современной ее трактовке.

Это особенно отчетливо выступает в представлении ученого о трех ступенях развития чувств (в их взаимосвязи и интеграции с другими психическими явлениями).

Н. Я. Грот фактически выступает основателем оригинального подхода к генетическому анализу психических явлений, для которого характерно единство развития и усложнения этих явлений. Такой подход можно было бы назвать структурно-генетическим, ведь в поле его зрения входят, как главные признаки, не просто процессы изменения психических явлений, но и результаты этих изменений, то есть, с одной стороны, генезис, развитие, а с другой - усложнение данных явлений. Он предлагает 5 принципов такого усложнения психических явлений [13, с. 58]:

5. Первичные явления возникают из бессознательной и относительной оценки каких-либо внутренних изменений.

6. Все эти внутренние изменения вначале сводятся к изменению положительной и отрицательной молекулярной работы в тканях организма, т. е. расходов и восстановления веществ и энергии.

7. Различают четыре возможных продукта субъективной оценки ощущений: две формы удовлетворения и две формы страдания.

8. Они выражаются терминами "позитивная и негативная" формы удовольствия и страдания, которые указывают, какая молекулярная работа преобладает в тканях...

9. Эти четыре типа внутренних изменений и соответствующие явления чувствительности тесно связаны между собой, как моменты новых, более частичных оборотов психической деятельности, которые объединяются, в свою очередь, с общими психическими оборотами и создают вместе одну большую единицу целостной структуры психического процесса.

Эти принципы усложнения психических явлений вызывают одобрение и желание продолжить, дополнить начатую Н. Я. Гротом работу, особенно - проверить ее эффективность при анализе и синтезе развития личности. Ведь и сам ученый наметил пути использования этих принципов, в частности, когда указывал на появление в процессе работы "абсолютно новой категории чувств, которые отвечают уже не каким-либо классам внутренних изменений, а сложным группам искусственных внешних отношений, в основном тех, которые производятся общественной жизнью" [цит. по. 13, с. 59].

Кроме указанных принципов, Н. Я. Грот выделяет шесть общих законов психического развития. Первые три из них - это законы запоминания, ассоциации и индивидуализации, ведущие к развитию общих психических явлений более сложного порядка, а три другие - законы забывания, диссоциации и дифференциации. Они ведут к образованию специальных видов этих общих явлений. Наряду с этим, происходит объединение явлений чувств и ощущений с явлениями познания, т. е. с представлениями, понятиями, идеями, вследствие чего происходит развитие их субъективного и объективного сознания [13, с. 60].

Дальнейшее развитие психологических представлений Н. Я. Грота отражен в его фундаментальном труде (докторской диссертации) "К вопросу о реформе логики. Опыт новой теории умственных процессов" (1883 р.). В этой работе на основе уже известной, но усовершенствованной методологии подробно исследуются мыслительные процессы, движения, их продукты, их развитие в различных направлениях: а) экстенсивном (в длину), б) интенсивном (в глубину) и в) субъективном (в высоту). Эти направления развития познавательной деятельности находятся во взаимозависимости.

Итак, мы видим, что разработанная Н. Я. Гротом теория чувств и познавательных процессов ставит ряд принципиальных психологических вопросов, которые сохраняют свою актуальность и для нашего времени. Как справедливо указывает М. Д. Бойправ, они требуют более глубокого анализа, а понятийный аппарат теории - некоторых уточнений. Однако, значение поставленных ученым проблем и их решений не вызывает сомнения. Безусловно и то, что Н. Я. Гроту принадлежит приоритет в теоретическом понимании субъекта познавательной деятельности в процессе его усложнения и развития, что ведет к появлению феномена личности, о чем он размышляет в следующих своих работах, посвященных, как отмечает М. Д. Бойправ в своей книге, проблеме эмоционально-нравственного развития личности [12, с. 10]. Данный цикл философско-психологических исследований Н. Я. Грота несомненно образует один из источников развертывания ученым исследования понятия личности.

Стр. 2

Переход на следующую страницу

Очевидно, личность человека не есть только его животно-психическая индивидуальность, а сочетание этой последней с мировым духовным началом, с божественной творческой силой, создавшей мир, и в этой последней находятся корни всей нашей нравственной жизни...
Н.Я. Грот

lang="en">

Наша моральная проблема - это безразличие человека к самому себе

Эрих Фромм