Н.Я. Грот: теоретические вопросы философии и
психологии личности

image alt

Николай Яковлевич Грот (18 апреля 1852 г. - 23 мая 1899 г. ) - доктор философии, профессор, заведующий кафедры философии Нежинского историко-филологического института (1876-1883), Новороссийского (Одесского) (1883-1886) и Московского (1886 - 1899) университетов, родился в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки - столица Финляндии) в просвещенной дворянской семье с широкими духовными и творческими интересами. Его отец, Яков Карлович Грот, был профессором кафедры русского языка Гельсингфорского университета, а позднее - вице-президентом Российской Академии наук, литератором. Мать, Наталья Петровна Семенова - известная русская писательница. Они положительно повлияли на моральное и интеллектуальное развитие личности старшего сына. К тому же после переезда семьи в Санкт-Петербург, дома и у его дяди, К. К. Грота, члена Государственного совета России, собирались выдающиеся ученые, писатели, государственные деятели, свидетелем общения которых был юный Николай. Семья часто путешествовала по России и Европе.

Н. Я. Грот получил прекрасное воспитание и образование - сначала в семье (у него был домашний учитель), в училище доктора Видемана и Ларинской гимназии в Санкт-Петербурге, которую окончил с золотой медалью, а затем - в Санкт-Петербургском университете, где особенно интересовался историческими, философскими, филологическими науками, физиологией и психологией. Вместе с другими студентами слушал лекции профессоров - князя К. Н. Бестужева-Рюмина, В. П. Васильевского, М. И. Владиславлева, К. Д. Кавелина, К. Е. Люгебиля, О. Ф. Миллера, Д. И. Менделеева, И. М. Сеченова, Ф. Ф. Соколова и других выдающихся ученых и педагогов, выполнял научные работы. Тщательно изучал иностранные языки и, как результат, свободно владел французским, немецким, английским, знал латынь [13].

После окончания в 1875 году Санкт-Петербургского университета Н. Я. Грот получает звание кандидата за проделанную научную работу. Как одного из лучших студентов его оставляют для преподавательской работы в этом университете и предоставляют возможность стажироваться за рубежом в течение двух лет за государственный счет для получения профессорского звания. Одновременно он получает приглашение от М. О. Лавровского, директора только что открытого Нежинского историко-филологического института имени князя А. А. Безбородька (1875-1919), занять должность экстраординарного профессора на кафедре философии. Для подготовки к этой должности он принимает решение уехать за границу за свой счет и целый год работает в европейских библиотеках, штудирует логику, философию, психологию, физиологию, знакомится с работой кафедр и лабораторий Берлинского и Страссбургского университетов. После этого, в 1876 году, он переезжает в Нежин и занимает предложенную ему должность экстраординарного профессора и заведующего кафедрой философии.

В 1880 году защищает магистерскую диссертацию "Психология чувств в ее истории и главных основах" и после получения степени магистра решением Киевского университета имени Святого Владимира избирается ординарным профессором. В сентября 1882 года Н. Я. Грот выезжает за границу, где слушает лекции Вундта и Зигварта в немецких университетах с целью подготовки докторской диссертации "К вопросу о реформе логики. Опыт новой теории умственных процессов", которую успешно защищает в феврале 1883 года в Киевском университете имени Святого Владимира. Как пишет очевидец, после провозглашения в конце защиты Н. Я. Грота доктором философии студенты подхватили его на руки и под громкие и продолжительные аплодисменты, с криками "Виват! Виват! " пронесли вокруг зала торжественных собраний университета... Итак, Н. Я. Грот в 24 года стал профессором, а в 30 - доктором философских наук [13].

Следует отметить, что имея жизнерадостный, доброжелательный, энергичный, открытый, добрый характер, Н. Я. Грот участвовал во многих общественных мероприятиях. Кроме того, преподавал психологию, логику, историю философии, был членом библиотечного совета, ревизором институтской библиотеки (сейчас это библиотека Нежинского государственного университета имени Н. В. Гоголя, в которой хранится более 1, 5 миллиона книг (! ), среди которых 250000 - редких), редактором "Известий института", ученым секретарем конференции института и т. д. В 1881 году он был избран почетным членом комитета по организации открытия 4 сентября в Нежине памятника Н. В. Гоголю, который учился с 1821 по 1828 год в Нежинской гимназии высших наук князя Безбородька [13].

В 1883 году, с изменением обстоятельств, вызванных увольнением по собственной просьбе директора института М. О. Лавровского, Н. Я. Грот переводится в Новороссийский (ныне Одесский) Императорский университет, где возглавляет кафедру философии и работает ординарным профессором. Как отмечают биографы ученого, в его научном мировоззрении происходят некоторые изменения, в частности, определенный переход от позитивистких позиций к метафизическим спиритуалистическим идеалистическим взглядам, хотя он и не был последовательным в последних. Именно в одесский период в произведениях ученого анализируются понятия духа и материи, души и воли, нравственного долга и любви, пространства и времени, душевных феноменов и нравственного сознания, вечности и бессмертия. В это время в его работах появляются рассуждения об индивидуальном субъекте или "животной личности", мировом субъекте как божественном, вселенском духе и т. п. Появляются работы, в название которых входит понятие личности [3]. В Одессе Н. Я. Грот выступает с блестящими лекциями перед студентами и общественностью города, что придает его личности ученого и педагога незаурядный авторитет. В Одессе его учениками стали Д. Викторов, А. Гади, Г. И. Челпанов.

В 1886 году Н. Я. Грота приглашают возглавить кафедру философии Московского университета. В 1887 году он становится председателем Московского психологического общества - после выезда его первого руководителя, профессора М. М. Троицкого, за границу. В 1889 году Н. Я. Грот организует и становится редактором первого в России научного журнала "Вопросы философии и психологии". Психологическое общество и журнал становятся интеллектуальным центром Москвы, а энергичная научная, преподавательская и организационная деятельность Н. Я. Грота выступает направляющим и объединяющим фактором их работы.

МОСКОВСКИЙ период научного творчества Н. Я. Грота стал самым "личностным" по своему содержанию. Целый ряд его статей, вышедших в журнале "Вопросы философии и психологии", освещают различные аспекты проблемы личности. Им предложено и обосновано ее оригинальное определение, понимание задач личности, а ряд понятий его научного мировоззрения, таких как субъект, сознание, духовность, творчество, душа и психическая энергия, открывают путь к ее содержательному исследованию. Об этом свидетельствует тот факт, что через несколько десятилетий данные понятия стали ключевыми в научном понимании личности в мировой психологии.

Вокруг общества и журнала группируются известные философы, психологи, писатели, выдающиеся деятели России и Европы - Н. П. Аксаков, М. И. Владиславлев, В. Вундт, Н. Н. Ланге, Т. Рибо, И. М. Сеченов, В. С. Соловьев, К. А. Тимирязев, граф Л. Н. Толстой, М. М. Троицкий, С. М. Трубецкой, Г. И. Чернов и др. На 1 ноября 1889 года в психологическое общество входило 152 члена [см. в 13], оно пользовалось огромным авторитетом, его представители принимали участие в мировых конгрессах по психологии, начиная с первого Парижского конгресса, состоявшегося в 1889 году, в котором Россию представляли Н. Я. Грот, Л. М. Лопатин, Е. Корсаков, И. М. Сеченов, М. М. Троицкий.

Н. Я. Грот был почетным членом Санкт-Петербургского общества экспериментальной психологии, членом- корреспондентом Парижского общества физиологической психологии, членом Берлинского и Мюнхенского психологических обществ и т. п., что свидетельствует об активности и многогранности его научной, педагогической и общественной деятельности в этот период [13, с. 92].

Как отмечает украинский ученый, биограф Н. Я. Грота, кандидат психологических наук, доцент Нежинского государственного университета им. Н. В. Гоголя, Мария Дмитриевна Бойправ, "заслуживают особого внимания учение о междисциплинарных связях и классификации наук, оригинальные типологии психических явлений (ощущений, чувств, мышления), о сознательном и бессознательном.

Не менее важное значение для развития психологической науки имеют введенные им новые понятия. Так, он обосновал понятие "деятельность", определил ее структуру и виды, "психический оборот" - как основной механизм психологической деятельности, описал его составляющие, функции, "психическая энергия" и др. ". [12, с. 8]. И, добавим, ученый много сделал для философского и психологического обоснования понятия "личность".

В последние годы жизни у Н. Я. Грота ухудшилось состояние здоровья - от сильного перенапряжения, переутомления, истощения. Он чувствовал себя слабым, тяжело болел, у него обострился ревматизм, который он перенес еще в 1882 году в Нежине, а затем в Москве. На 1899 год он запланировал поездку за границу для лечения. В силу указанных обстоятельств он решил оставить Москву, мечтал перевестись в Харьковский университет, подальше от московской суеты и сосредоточиться на разработке актуальных научных проблем. Однако судьба распорядилась иначе...

23 мая 1899, когда Н. Я. Грот приехал на отдых в свой летний особняк в селе Кочеток на Харьковщине, на 47 году его жизнь остановилась... Он похоронен на паперти Владимиро-Богородицкой церкви, на крутом лесистом берегу реки Донец (сейчас Северский Донец).

Ученый оставил после себя более 150 работ. Его философско-психологические взгляды на личность освещены в таких произведениях, как "Еще об изменениях в сознании личности" (1886), "Основы нравственного долга" (1892), "Нравственные идеалы нашего времени. Фридрих Ницше и Лев Толстой" (1893), «Устои нравственной жизни и деятельности» (1895), "О жизни и личности Декарта" (1896), "Понятие о душе и психической энергии в психологии" (1897), "Очерк философии Платона" (1897) и др.

Стр. 1

Переход на следующую страницу

Очевидно, личность человека не есть только его животно-психическая индивидуальность, а сочетание этой последней с мировым духовным началом, с божественной творческой силой, создавшей мир, и в этой последней находятся корни всей нашей нравственной жизни...
Н.Я. Грот

lang="en">

Наша моральная проблема - это безразличие человека к самому себе

Эрих Фромм