Н.Я. Грот: теоретические вопросы философии и
психологии личности (5)

image alt

Предыдущая страница

Обновление понятие души в энергетическом и личностном контексте

Следует отметить, что в процессе отделения психологии от философии, которое Н. Я. Грот считал важнейшим событием в ее становлении как научной дисциплины и в котором он принимал непосредственное участие, осуществлялись отбор и обновление ключевых понятий этой дисциплины и их сопоставление друг с другом. Именно такими стали для ученого понятия "душа" и "личность", различные по своей истории, смысловому наполнению и значению.

Так, понятия души, душевных способностей, которые он считал основными для "прошлой и средневековой" психологии, постепенно наполнялись традиционным и наполняются новым содержанием, в частности, через понятие духовной ассоциации, ассоциации сознания, воли, бессознательной активности, апперцепции, психической энергии, бессмертия человеческого духа, бессмертия личного сознания, самосознания, субъекта, деятеля, "я" и другие. В этой связи, нельзя не заметить стремления ученого и далее обновлять понятие души в "энергетическом" и "личностном" контексте.

Понятие личности Н. Я. Грот рассматривает как относительно новое, исключительное, относя его именно к ряду "сверхиндивидуальных, божественных, творческих" сущностей человека. К сожалению, он не успел непосредственно логично соотнести эти два понятия, терминологически трансформировать понятие души в понятие личности, хотя именно такая тенденция отчетливо проявляется в эволюции его философско-психологических взглядов. Ведь, характеризуя душу, как атрибут "деятеля", говоря о "деятельности и творчестве человека", о "сознании и самосознании души", о "субъекте" и "я", то есть о тех признаках, которые уже через несколько лет его коллеги-современники, а через несколько десятилетий - последующие поколения психологов, будут приписывать именно личности, он фактически реализовал именно личностную тенденцию в реформировании понятие души, рассуждая о ней в имплицитно личностном контексте, сближая эти понятия.

Так, переходя от традиционной философии к новой научной дисциплины - психологии - он одновременно осуществлял переход от понятия души к понятию личности. Если говорить точнее, то речь может идти не столько о переходе, сколько о процессе вызревания нового научного понятия личности в недрах традиционного понимания души.

В предыдущих его работах можно выделить еще несколько источников, в которых выкристаллизовывалось понятие личности. Это его теория чувств и познавательной деятельности, принцип усложнения психических явлений и теория эмоционально-нравственного развития человека и т. д. В этом плане интересны "личностные характеристики души", которые фактически приведены в его работе "Понятие души и психической энергии в психологии" [10]. Мы не станем касаться деталей проведенного М. Я. Гротом тщательного анализа понятия души, физической и психической энергии, закона сохранения энергии, работы, движения души деятеля, их понимания различными авторами, начиная с античной эпохи до конца XIX века, а сразу же представим красноречивые итоги этого анализа, изложенные в шести основных предположениях ученого [12, с. 103 - 106].

1. "Так как мы знаем непосредственно только одного деятеля в природе, наше собственное я или субъекта, как носителя сознания и как непосредственного источника нашей психической энергии и работы, то мы можем законно думать, что всякие деятели в природе или всякие источники энергии суть для себя и внутренне своего рода я, или субъекты.

2. До сих пор называли этих деятелей или субъектов душами, а в общей их совокупности духом, выражая в этих понятиях не что иное, как известный узел действий или центры сил, проявляющихся в известных энергиях, движениях, работе. Мы можем и впредь называть их этим именем, помня только, что дело идет не о прежних "метафизических" субстанциях, а только об известного рода логико-алгебраических знаках, для выражения эмпирически воспринимаемых свойств субъектов - быть источниками сознательного действия и носителями необходимых для него энергий».

3. Так как субъект наш сознает, что он не весь есть сознательный деятель, а еще и не вполне сознаваемое орудие действия, то он приписывает себе тело, как такое орудие и, в то же время, среду действия, а миру - вещество или материю, и называет ее объектом своего (психического) действия, своей (психической) работы.

4. Но далее он сознает также, что и сам он является объектом действия других деятелей и воспринимает эти действия, и потому делит себя на действующего субъекта или волю, и воспринимающего субъекта.

5. Как велика сила нашего субъекта, как деятеля, как воли, т. е. как носителя потенциальных энергий действия, мы не знаем в точности, но должны допустить ограниченность сумм этих накапливающихся или не рассеивающихся еще в нас потенциальных энергий действия, этого капитала наших психических энергий, которыми мы и живем всю жизнь. Но эта ограниченность общей суммы психических энергий еще не решает отрицательно вопросы о свободе воли и бессмертии личного сознания, так как, будучи продуктами сложной эволюции природы, человеческие организмы могут считаться значительными запасами потенциальных психических энергий, которые не могут быть истощены всей нашей жизнью и не могут находить в среде таких абсолютных противодействий, которые бы они не могли преодолевать при переходе своем в кинетическое состояние. В этом смысле воля может быть относительно свободна, а субъект, как деятель, неистощим в своей внутренней потенциальной энергии, которая может быть переведена в работу не только извне - физическими толчками, но и изнутри - самосознанием.

6. Рассеивается ли всецело вся наша психическая энергия во всех ее потенциальных жизненных запасах, при уничтожении ее орудия - организма (т. е. в момент его смерти) или нет? На это пока мы не имеем ответа, но можем предположить, что если всякая энергия в природе может передаваться или переходить из одного тела в другое, т. е. из одной среды действия в другую, то возможно, что и психическая энергия, не будучи совершенно истощена жизнью, не может всецело рассеяться или перейти в так называемые физические энергии распадающихся частиц тела (в трупе), а переходит со всеми ее основными свойствами (сознанием и самосознанием) в другую среду, например, невесомую, эфирную, которая... считается иногда "средой действия психической энергии" даже в самом организме - в нервной его системе.

Душа человека, в прежнем значении слова, может быть и есть эта эфирная нервная среда, вместе с ее особыми психическими энергиями? Если тепловая энергия переходит из одного тела в другое, а электрический ток или энергия переходит по проводу с одного аппарата в другой, то почему (a priori) психический ток не может перейти через эфирную среду в другие тела или пространства? На почве энергетизма учение о бессмертии личного сознания может быть со временем найдет себе новое научное оправдание [12, с. 103 - 105].

Н. Я. Грот, как настоящий ученый, честно признает эти идеи "гипотезами, догадками, предположениями, мечтами", которым можно противопоставить "другие гипотезы, догадки, предположения". Он откровенно признается: "Мы хотели только показать, что энергетическая теория, теория "психической энергии" и подчинения ее "мировому закону сохранения энергии" сама по себе не предрешает ни одного метафизического вопроса, а только ставит их на совершенно новую почву. Весьма вероятно и возможно, что со временем именно на почве закона сохранения энергии будет оправдан постулат сохранения известной части энергий сознания, т. е. этический постулат личного бессмертия" [12, с. 105].

Н. Я. Грот верит в то, что "методологический прием изучения психической работы или деятельности с точки зрения энергетической нисколько не уничтожает точки зрения внутреннего опыта и необходимости признания психических и этических ценностей для нашего самосознания, хотя бы и явилась впоследствии полная возможность выражения этих ценностей в "механическом эквиваленте". Энергетика в психологии должна явиться, как выражаются механики и физики, полезной рабочей гипотезой, нисколько не исключающей точки зрения внутренних оценок" [12, с. 106].

Доказательство этой гипотезы ученый возлагает на будущую "новую энергетическую психологию", а также - на экспериментальную психологию, основам которой он посвятил отдельную работу [8].











Очевидно, личность человека не есть только его животно-психическая индивидуальность, а сочетание этой последней с мировым духовным началом, с божественной творческой силой, создавшей мир, и в этой последней находятся корни всей нашей нравственной жизни...
Н.Я. Грот

От учения Платона о бессмертии души к идее о бессмертии сознания личности

В своей работе "Очерк философии Платона" [11; 12] Н. Я. Грот подробно анализирует различные аспекты творчества выдающегося древнегреческого мыслителя, среди которых особое внимание уделяет его учению о бессмертии души [12, с. 249 - 255]. Н. Я. Грот в своих трудах сам неоднократно обращается к этой проблеме. В данном же очерке он не только перечисляет положения учения древнего философа о бессмертии души, но и пытается осовременить аргументацию античного решения данной проблемы, считая ее очень перспективной и важной именно для психологии личности.

Фактически Н. Я. Грот предстает в этом плане как один из первых отечественных ученых, кто попытался сделать проблему бессмертия предметом психологического исследования. Считая это учение Платона важнейшим среди других его учений именно в психологическом отношении, он тщательно анализирует все главные аргументы Платона в пользу бессмертия души, которые выделял сам древний философ, и те аргументы, что заметили в его философии другие мыслители.

Как исходный аргумент, как это ни парадоксально, Н. Я. Грот, вслед за Ибервегом, рассматривает учение Сократа, учителя Платона, о некоторых стремлениях и помыслах философов, которые вроде бы должны желать... смерти, "так как есть другая жизнь, более совершенная. Это - этический или субъективный аргумент, который выводится из стремления человека к вечности, к идеалу. Данное субъективное доказательство дополняется рядом объективных, их пять":

Первое заключается в том, что "противоположности неизбежно переходят друг в друга. Это как бы физический закон и Платон выводит его из наблюдений. День переходит в ночь, теплое в холодное и т. д. без конца и, следовательно, жизнь переходит в смерть и смерть в жизнь" [12, с. 249 - 250].

Второе доказательство является психологическим и связано с учением Платона о познании. Ведь, "если познание идей есть припоминание виденного и испытанного душой до ее соединения с телом, то следовательно душа должна существовать до ее появления в теле, а отсюда вывод, что она должна существовать и после смерти тела: иначе утрачивался бы психологический смысл всего процесса" [12, с. 250].

Третье доказательство метафизическое и связано с учением Платона об идеях, в котором он утверждает, "что идеи и душа имеют родство между собой: как идеи невидимы, незыблемы и вечны, так и душа их постигающая, должна обладать теми же качествами" [там же].

Четвертое доказательство этическое, объективное, и связано с рассмотрением отношений души к телу. "Душа сама по себе неизменна и, следовательно, ее нельзя понимать, как гармонию телесных функций, так как эта гармония не может быть абсолютной гармонией, всякая гармония бывает большей или меньшей, душа же не может быть "более или менее душой". Платон эмпирически доказывает, что душа управляет телом, а не наоборот. Он приводит ряд фактов, которые доказывают, что человек способен к самообладанию. В этом случае Платон совершенно прав, ибо наука о нравственности возможна только при предположении, что душа может подчинять себе тело" [12, с. 250].

Пятый аргумент является логическим, которому Платон придает особое значение. "Здесь Платон устанавливает родство понятия души с понятием жизни: душа и жизнь одно и то же; поэтому мертвая душа невозможна, так как жизнь не может быть мертва, понятие жизни не может быть тождественно понятию смерти. Следовательно, было бы противоречие допустить, что "жизнь умирает", т. е. что душа может умереть" [там же].

Рассматривая критически приведенные аргументы Платона в пользу бессмертия души, Н. Я. Грот предполагает, что они могут казаться слабыми и недостаточными. Об этом могут свидетельствовать и возражения со стороны других мыслителей, например, таких как Симм [12, с. 253].

Однако, как убежден Н. Я. Грот, все "возражения касаются чисто формальной стороны аргументации Платона. Если глубже вникнуть в смысл его рассуждений, то окажется, что они не так наивны". Ученый предлагает интересный методологический ход для подтверждения справедливости учения Платона о бессмертии: "Попробуем заменить понятие души понятием сознания" [12, с. 254]. В таком случае, как рассуждает ученый, «первый аргумент останется в своей силе: как в природе противоположность переходит в противоположность, так и в психической области сознательное психическое состояние всегда переходит в бессознательное и наоборот: и в бессознательном душевном состоянии есть место зачатку сознательного; следовательно вопрос только в том, когда и в какой форме бессознательное снова превратится в сознательное; сознание как потенция, погибнуть не может, вопрос же заключается в том, будет ли последующая форма индивидуально тождественна предшествующей" [там же].

Второй и третий аргументы сводятся, по убеждению Н. Я. Грота, "к открытию в сознании стремлений к вечному и всеобщему и к способности его творить вечное и всеобщее в научных и художественных идеях, откуда можно заключить, что в нас самих есть всеобщий и вечный субъект, не погибающий, бессмертный" [12, с. 253].

Четвертый аргумент состоит, по мнению Н. Я. Грота, «в утверждении того несомненного факта, "что сознанию свойственна способность самоопределения, так как наша воля обусловливается, кроме внешних и внутренних физиологических побуждений, еще и третьим родом функций - сознанием. В последнее время Фулье выставил теорию об идеях-силах, способных преобразовывать мир и организм человека. Таким образом, даже детерминизм признает то, что Платон кладет в основу четвертого доказательства, а именно, что истинная сила, управляющая нашей жизнью, находится не в теле, а в сознании. Если только сознание способно выработать в себе эту силу, то придется заключить, что в нас есть что-то нематериальное, что может освободить нас от власти материи" [там же].

Что касается пятого аргумента, то он тоже, по мнению ученого, сохраняет часть своего значения, ведь "понятие сознания преимущественно связано с понятием жизни, а новейшая биология признает, что сознание есть форма жизненности, следовательно мы придем к тому же, к чему пришел Платон, а именно, что живое не может обратиться в безусловно мертвое, ибо понятия жизни и смерти действительно логически непримиримы; жизнь погибнуть не может - следовательно, нельзя рассматривать смерть как изменение жизни, но в таком случае неизбежно заключение, что жизнь сама по себе неразрушима и погибнуть не может. Умереть может тело, которое жило, но не сила, давшая ему жизнь. Последняя может разве только перейти временно в потенциальное состояние разложившейся на свои составные элементы материи, но куда девалось бы тогда то начало, которое их объединяло и держало вместе? " [12, с. 254 - 255].

Вдумчивый читатель может продолжить мысленный эксперимент выдающегося ученого и попытаться поставить дальше в эти его рассуждения вместо слов "бессмертие сознания" слова "бессмертие сознания личности»...

Так, оценивая, в целом, труды Н. Я. Грота, можно сделать вывод, что философ и психолог обнаружил, решил и поставил в своем научном творчестве новые теоретические вопросы, значительная часть которых касается именно личности, обновления, реформирования в личностном контексте ключевых понятий философии и психологии своего времени, которые ведут к более основательному определению и изучению категории личности.

Отметим еще раз, что в теоретических исследованиях Н. Я. Грота отчетливо выступают три главных источника, с которых начинается и далее осуществляется переход философской и психологической мысли ученого к пониманию сущности личности. Это, во-первых, его идеи о природе чувств, психического оборота, познавательной деятельности, развития и усложнения психических явлений, во-вторых, - чувственно-нравственная теория человека и понимание личности как сверхиндивидуального, божественного, творческого начала в человеке, и, в-третьих, - обновление ученым понятия души в энергетическом и личностном контексте и, конечно, идеи ученого о бессмертии сознания личности.

Сформулированные и поставленные Н. Я. Гротом перед наукой более столетия назад вопросы, гипотезы, идеи безусловно должны быть тщательно проанализированы современными психологами. Своей оригинальностью, смелостью, перспективностью они заслуживают уважения и благодарности великому отечественному подвижнику, реформатору философии и научной психологии в XIX веке.

Библиография

1. Грот Н. Я. Психология чувствования в ее истории и главных основах. - СПб., 1879-1880. -ХХ. - 569 с.

2. Грот Н. Я. К вопросу о реформе логики. Опыт новой теории умственных процессов. - Лейпциг, 1882. - 349 с.

3. Грот Н. Я. Еще об изменениях в сознании личности / "Одесский вестник", 1886, 29 января.

4. Грот Н. Я. О направлениях и задачах моей философии // Православное обозрение: - М, 1886, № 11. -18 с.

5. Грот Н. Я. Основания нравственного долга Вопросы, философии и психологии. - 1892, № 12 и 13. - 61 с.

6. Грот Н. Я. Нравственные идеалы нашего времени. Фридрих Ницше и Лев Толстой // Вопросы философии и психологии. - 1893, № 16. - 25 с.

7. Грот Н. Я. Устои нравственной жизни и деятельности // Вопросы философии и психологии. - 1895, № 27. - 24 с.

8. Грот Н. Я. Основания экспериментальной психологии // Вопросы философии и психологии. - 1895, № 30. - 52 с.

9. Грот Н. Я. О жизни и личности Декарта // Вопросы философии и психологии. - 1896, № 35. - 15 с.

10. Грот Н. Я. Понятие о душе и психической энергии в психологии // Вопросы философии и психологии. - 1897, № 37 и 39. - 73 с.

11. Грот Н. Я. Очерк философии Платона. - М.: Издание "Посредник", 1897. - 189 с.

12. Грот М. Я. Вибранi психологiчнi твори / Упорядник, передмова, примiтки М. Д. Бойправ. - Нiжин: Видавництво НДУ iм. М. Гоголя, 2006. - 296 с.

13. Бойправ М. Д., Грот М. Я.: психологiчнi погляди та освiтня дiяльнiсть: Монографiя. Нiжин: НДПУ, 2002. - 165 с.

14. Кондаков И. М. Психология. Иллюстрированный словарь. - СПб.: "прайм - ЕВРОЗНАК", 2003. - 512 с.

15. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

16. Психология личности в трудах отечественных психологов. Составитель Куликов Л. В. - СПб: Изд-во "Питер", 2000. - 480 с.

17. Рибалка В. В. Методологiчнi питання науковоi психологii (Досвiд особистiсно центрованоi систематизацii категорiально-поняттeвого апарату): Навчально-методичний посiбник. - К.: Нiка-Центр, 2003. - 204 с.

(Материал из пособия В. В. Рыбалка "Теории личности в отечественной философии, психологии и педагогике").

Стр. 5








lang="en">

Наша моральная проблема - это безразличие человека к самому себе

Эрих Фромм